Статьи16.04.2021 - 13:34

России угрожает суперпроект Турции? Канал «Стамбул» ликвидирует конвенцию Монтре

На фоне роста пантюркистских настроений Турция объявила о запуске масштабного проекта – строительстве канала «Стамбул». Зачем Турции второй Босфор? Сегодня об этом и поговорим.

Старый добрый Босфор

Пролив Босфор соединяет Черное и Мраморное моря. Последнее же соединено с Эгейским морем (и, соответственно, со Средиземным) через пролив Дарданеллы. Освоение Босфора и побережья Черного моря началось древними цивилизациями еще несколько тысяч лет назад, едва ли не с момента появления первых моряков и кораблей, пригодных для хождения на большие расстояния.

 

 

Название пролива появилось, согласно легенде, благодаря дочери аргивского царя Ио, которую Зевс превратил в белую корову, чтобы избежать гнева своей жены Геры. Зевс, по легендам, был знатным гулякой. Прекрасная Ио решила спасаться от семейных ссор древнегреческих богов, избрав водный путь. Она нырнула в пролив, который древние греки назвали «коровьим бродом» или Босфором.

Через пролив Босфор осуществляется выход России, Украины, Болгарии, Румынии и Турции в Средиземное море, доступ к которому важен как с экономической, так и с военной точки зрения. Через пролив Босфор также идет крупный российский (и не только) нефтепровод.

 

 

Стратегическая значимость Босфора

Как уже говорилось выше, Босфор без преувеличения имеет стратегическую значимость для всей Европы и России. Пролив является сложным для прохода, в частности, из-за огромного количества транспортных транзитных судов, военных кораблей. Сложность прохождения Босфора также обуславливается скоростью течения, которая составляет шесть узлов, паромной переправой и резкими изменениями погоды в осенне-зимний период. На этом фоне судоходные компании рекомендуют пользоваться квалификацией лоцманов.

Контроль над Босфором являлся частью не одного вооруженного конфликта. В частности, пролив имел стратегическую значимость в Русско-турецкой войне, а также в годы Первой мировой войны, когда была осуществлена Дарданелльская операция, предложенная Уинстоном Черчиллем для захвата Константинополя и открытия морского прохода к России и вывода Османской империи из войны.

 

 

После Первой мировой войны в 1920 году был подписан Сервский договор, в соответствии с которым Босфор был демилитаризован и передан под контроль Лиги Наций. Спустя три года был подписан Лозаннский договор, и уже благодаря ему Босфор вернули под контроль Турции. В 1936 году была подписана Конвенция Монтрё, регулирующая судоходство среди нечерноморских государств, и это право по сегодняшний день остается за Турцией.

 

Конвенция Монтрё

Про эту конвенцию стоит поговорить отдельно. Подписали ее по результатам заседаний, проведенных с 22 июня по 21 июля 1936 года в швейцарском городе Монтрё. В конвенции о режиме Черноморских проливов принимали участие:

  • СССР;
  • Югославия;
  • Турция;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Болгария;
  • Румыния;
  • Греция;
  • Япония;
  • Австралия.

В соответствии с конвенцией торговые суда имеют право беспрепятственно проходить через Босфор в мирное и военное время. Турция по предварительной договоренности имеет право пропускать корабли черноморских государств, относящиеся к любому классу. Нечерноморские страны имеют право проводить через Босфор мелкие надводные корабли, их общий тоннаж не должен превышать 30 тысяч тонн, или 45 тысяч тонн в случае наращивания морского вооружения черноморскими странами.

Пребывать корабли нечерноморских стран имеют право в Черном море не более 21 суток. В случае угрозы войны, или же если Турция вступит в войну, то Анкара имеет право закрыть Босфор для любого типа военных кораблей по своему усмотрению.

 

 

В 1945 году после победы над нацизмом во время Потсдамской конференции СССР предложил пересмотреть положения Конвенции Монтрё. Москва хотела установить в Дарданеллах собственную морскую базу, а также хотела получить беспрепятственный проход через Босфор. Одновременно с этим СССР выдвинул территориальные претензии к Турции, требуя вернуть территории Закавказья, переданные Анкаре в 1921 году по договору «О дружбе и братстве». Эти земли принадлежали еще Российской империи, и их советское правительство собиралось разделить между Грузинской и Армянской ССР. Планы были свернуты со смертью Иосифа Сталина в 1953 году.

 

 

США и Конвенция Монтрё

США ну никак не являются черноморской державой, однако это не мешало им неоднократно нарушать положения Конвенции Монтрё. В 2008 году во время конфликта в Южной Осетии в Черное море вошел корабль ВМС США значительного водоизмещения, что поставило под сомнение целесообразность существования конвенции. Речь идет о вспомогательном судне Mount Whitney, водоизмещение которого составляет 12,5 тысячи тонн, хотя военным кораблям водоизмещением более 10 тысяч тонн проходить через Босфор запрещено.

 

 

В 2014 году фрегат ВМС США Taylor пробыл в Черном море 33 дня, тогда как в соответствии с Конвенцией Монтрё военные корабли могут находиться в море 21 сутки. Однако тут стоит отметить, что фрегат вынужден был задержаться из-за необходимости починки винта.

 

 

 

Канал «Стамбул»

Плавно подбираемся к нашей главной теме – каналу «Стамбул». Идею о строительстве канала в обход Босфора выдвинул президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в бытность премьер-министра. Это произошло еще в далеком 2011 году.

Ежегодно через Босфор проходят до 50 тысяч различных судов, в том числе и танкеры с нефтью. На этом фоне турецкие власти предложили разгрузить уже набивший оскомину Босфор и построить новый канал, который позволит разгрузить его и принести дополнительные прибыли в турецкую казну. Канал изначально собирались построить к западу от города Силиври, но позднее его сдвинули к Стамбулу, и теперь, по плану, он пройдет в черте города.

Предполагалось построить канал «Стамбул» к 2023 году и приурочить его открытие к 100-летию создания Турецкой Республики. В настоящее время подготовительные работы к началу строительства канала завершены, и в скором времени планируется объявить тендеры на проведение работ. Ранее сроки введения проекта в эксплуатацию были отложены сначала на 2025-2026 годы, теперь – на неопределенный срок.

Маршрут канала «Стамбул» пройдет через водохранилище Сазлыдере, озёра Кючюк-Чекмедже, Сазлысу и Дурусу. Выйдет канал в Черное море к востоку от Теркосской дамбы – гидротехнического сооружения, построенного в 1971 году для превращения попадания солоноватой воды лимана Дурусу в пресную. Глубина канала составит 25 метров, ширина – 150 метров, стоимость проекта оценивается в 10-15 миллиардов долларов, финансирование будет осуществляться только за счет турецких налогоплательщиков и внутренних инвесторов.

Основными целями проекта «Стамбул» являются сокращение трафика через Босфор, а также снижение риска, связанного с нефтяными танкерами. Каждый год через Босфор в Средиземное море идет 10 тысяч танкеров, перевозящих 145 миллионов тонн сырой нефти. Угроза разлива нефти велика, и это приведет к новой экологической катастрофе в и так не самом безопасном Черном море.

 

 

Если канал «Стамбул» будет построен, то судоходство через пролив Босфор сократится практически до нуля. Пропускная способность нового канала составит 85 тысяч судов в год. Тут же возникает вопрос о целесообразности Конвенции Монтрё, ведь Эрдоган недавно сообщил, что соглашение касается лишь судоходства через Босфор и не будет распространяться на «Стамбул». Логично, что с момента анонсирования строительства объекта появились его критики.

Востоковед Евгений Сатановский считает, что канал «Стамбул» похоронит Конвенцию Монтрё. «Статус проливов вернется к состоянию 1913 года. Судоходство будет зависеть от текущего настроения Анкары», – говорил Евгений Сатановский.

С критикой «Стамбула» выступает мэр одноименного города Экрем Имамоглу, так как строительство канала может стать причиной загрязнения пресного озера Дурусу, о котором говорилось чуть выше. Из этого озера берется 20% воды для нужд города. Строительства канала «Стамбул» может привести к ликвидации сельскохозяйственных и лесных угодий, загрязнению солью подземных вод, усилению наводнений, а также изменению солености и видового состава Мраморного моря. На время работ Стамбул вместе со всей агломерацией численностью 15 миллионов человек будут парализованы.

Против строительства канала выступает 80,4% жителей города, и только 7,9% за возведение гидротехнического сооружения.

 

Влияние канала «Стамбул» на Россию

Сегодня Россия фактически защищена от вхождения военных кораблей западных государств Конвенцией Монтрё.  Если или когда канал «Стамбул» будет построен, по сути, Конвенция Монтрё потеряет свою силу, и страны НАТО смогут провести учения буквально у берегов России.

 

Читайте также: Армия Турана и идеи пантюркизма: угрожает ли России возрождение Османской империи

 

Военные учения проходят в Черном море и сегодня, например, имитируется атака на Крым и Севастополь – еще один лакомый кусочек для стран НАТО и Турции, которая, исходя из идей пантюркизма, описанных нами ранее, хочет восстановить Османскую империю. И возвращение Крыма – одна из главных целей Анкары, ведь, как известно, тот, кто владеет Крымом, владеет всем Черным морем, и у России сейчас джокер в рукаве.

Ранее 103 турецких экс-адмиралов написали письмо Эрдогану о недопустимости выхода из Конвенции Монтрё, ведь это настоящая угроза и так очень хлипкому современному миру в Европе. Эрдоган назвал это письмо недопустимым, а также не имеющим ничего общего со свободой слова. Ряд упомянутых адмиралов были немедленно арестованы.

 

 

Тем временем Анкара продолжает набирать силу, превращаясь во всё более значимого политического игрока. К чему мир приведет увеличение влиятельности Турции, увидим уже совсем скоро.

 

Фото: Murad Sezer / Reuters / CNN / из открытых источников

Реклама