Законодательные собрания регионов РФ адаптируют антикоррупционное законодательство в соответствии с федеральным законом, вступившим в силу 1 января 2026 года. Эксперты считают, что отмена публичного декларирования связана с желанием скрыть разницу между доходами чиновников и обычных граждан, а также с тем, что процедура декларирования была формальной и не делала структуру собственности более прозрачной.
Политический аналитик Константин Калачёв отмечает, что государство по-прежнему стремится получать информацию о финансовом положении чиновников, в то время как для широкой общественности эта информация, по его мнению, не столь важна.
«Объяснение тут одно: разница между средними зарплатами россиян и официальными доходами политической элиты очевидно бросается в глаза <...> С другой стороны, насколько мне известно, доходы чиновников среднего и ниже среднего звена оставляют желать лучшего», — подчеркнул он в беседе с «Ведомостями».
Калачёв также добавил, что стремление к справедливости было заметно и в спокойные времена, а в текущей ситуации оно усилилось.
Михаил Виноградов, возглавляющий фонд «Петербургская политика», указывает на то, что вопросы доходов вызывали значительное напряжение в обществе.
«В то же время более прозрачной для социума это не делало структуру собственности, структуру доходов, того, как конвертируется власть в деньги и наоборот. И процедура была формальной», — пояснил эксперт.
По мнению Виноградова, система декларирования доходов чиновников так и не обрела реального смысла.
Юрист Олег Захаров прогнозирует, что региональная политика станет менее насыщенной и предсказуемой.