В Пекине полагали, что российский президент говорит об ограниченном вмешательстве, а не о масштабной спецоперации.
Как сообщает Financial Times, за 20 дней до начала военной спецоперации на Украине президент России Владимир Путин обсуждал с председателем КНР Си Цзиньпином любые возможные меры для противодействия агрессии в отношении Российской Федерации. При этом в Пекине посчитали, что речь идет об ограниченном вмешательстве, чтобы предотвратить вероятный гуманитарный кризис.
Авторы статьи утверждают, что сразу пять чиновников из Китая в течение последних десяти месяцев рассказывали о том, что глава российского государства не предупреждал власти КНР о начале СВО.
Журналисты FT предполагают, что беседа лидеров Росси и Китая могла состояться 4 февраля, однако стенограмма переговоров обнародована не была, а в официальном заявлении говорилось о развитии отношений между двумя странами.
В материале издания говорится о том, что китайские власти не были осведомлены о военной спецоперации Москвы, а подтверждением этому якобы является отставка Лэ Юйчэна, который на тот момент занимал пост заместителя министра иностранных дел. Он считался главным кандидатом на должность главы ведомства, однако провал разведки относительно планов Путина по Украине привел к тому, что Юйчэн теперь является замглавы Государственного управления радиовещания и телевидения.
«Дипломаты в частных беседах утверждали, что Пекин не знал о намерении Москвы. Эта линия — лишь одно из направлений более широкой стратегии, направленной на ослабление изоляции Китая и предотвращение еще большего сближения Европы с США», — сообщает FT.
На этом фоне обозреватели Spectator заявили о том, что Пекин все же был в курсе планов Кремля, которые расценивались в качестве «операции по воссоединению России в исторических границах». Власти КНР не могли выступить против военной спецоперации, поскольку находятся в схожей ситуации относительно Тайваня.