Статьи08.11.2021 - 15:55

Годовщина Пивного путча в Германии: начало становления нацистской власти

Веймарская республика после Первой мировой войны утопала в бедности после подписания Версальского мира. Германия должна была выплачивать огромные репарации, что привело к началу Рурского конфликта. На фоне ухудшающегося кризиса у правых сил возникла почва для осуществления государственного переворота. В историю это событие вошло под названием Пивной путч. И сегодня, в 98-ю годовщину одного из знаковых исторических событий, положившего начало трагическим десятилетиям XX века, мы вспомним, как происходило становление нацистской диктатуры в Германии после Первой мировой войны. Если мы не хотим допустить повторения кровавой бойни, мы должны помнить события прошлых лет.

Фото: из открытых источников

Начало 1923 года и Рурский конфликт

События ноября 1923 года стоит начать рассматривать с еще более раннего периода. В марте 1921 года французские и бельгийские войска оккупировали города Дуйсбург и Дюссельдорф, находившиеся в Рейнской демилитаризированной зоне. Этот шаг был сделан для того, чтобы обеспечить себе плацдарм для наступления с целью оккупации всего промышленного района в Рейнланд-Вестфалии. Франция смогла контролировать порты Дуйсбурга, а также получила возможность получать достоверную информацию о том, сколько угля, стали и готовой продукции экспортируется из Рура. Германия обязана была выплатить 132 миллиарда золотых марок в качестве репараций, а в случае невыплаты в качестве ответных мер предусматривалась оккупация Рура.

 

 

В 1922 году союзники отказались от выплаты репараций в денежной форме, решив получать от Германии сталь, древесину и уголь. Германия в ответ начала умышленно задерживать поставки, что было зафиксировано 26 сентября 1922 года союзнической комиссией по репарациям единогласным решением. Франция решила – пора оккупировать Рурский бассейн. Французами и бельгийцами регион был оккупирован в начале 1923 года, были взяты под «производственный залог» мощности по производству кокса. Сделано это было в качестве исполнения Германией репарационных обязательств. В ходе оккупации были заняты 7% территории Рура, которые добывали 72% угля и производили более 50% чугуна и стали.

Население Веймарской республики негодовало, правительство во главе с беспартийным рейхсканцлером Вильгельмом Куно призвало население к «пассивному сопротивлению». Выплата репараций прекратилась, на предприятиях начались забастовки, бывшие члены фрайкора и коммунисты начали осуществлять нападения на оккупационные войска, которые в ответ убили 137 человек в ходе карательных операций. Для устрашения немцев был казнен член фрайкора Альберт Лео Шлагетер, которого впоследствии сделали мучеником в целях пропаганды. Ситуация обострилась до предела после замены французских заимствованных слов немецкими: к примеру, вместо Kantine — Werksgasthaus (столовая для персонала), вместо Telefon — Fernsprecher (телефон), вместо Trottoir — Gehweg (тротуар), вместо automatisch — selbsttätig (автоматический).

Отдельно стоит упомянуть немецкую гиперинфляцию: если в декабре 1922 года хлеб в Берлине стоил 130 марок, то год спустя – 300 миллиардов. О гиперинфляции в Германии красноречиво повествует роман «Черный обелиск» свидетеля событий тех лет Эриха Марии Ремарка.

В общем, экономический урон от Рурского конфликта составит 4-5 миллиарда золотых марок.

 

 

Прямые предпосылки к Пивному путчу

Новое правительство во главе с рейхсканцлером Густавом Штреземаном 26 сентября 1923 года приняло все требования Франции, что привело к нападкам со стороны правых и коммунистов. С того же дня в Германии было введено чрезвычайное положение, благодаря чему исключительными полномочиями были наделены министр обороны Отто Гесслер и начальник управления сухопутными силами рейхсвера (вооруженных сил Веймарской республики) фон Сект.

 

 

Консервативный кабинет министров Баварии в тот же день назначил правого монархиста и бывшего премьер-министра Густава фон Кара комиссаром земли. По факту, он получил диктаторские полномочия. Позднее Кар отказался арестовать троих популярных лидеров вооруженных формирований и закрыть печатный орган нацистской партии НСДАП — газету Völkischer Beobachter. Тут же стоит отметить, что вся власть на тот момент была сосредоточена в руках Кара, командующего силами рейхсвера в Баварии генерала Отто фон Лоссова и начальника баварской полиции Ханса фон Зайсера. Густав фон Кар не признал, что введенное чрезвычайное положение касается Баварии, фон Сект приказал Лоссову арестовать троих лидеров военных отрядов, а 24 октября отстранил его от командования. Густав фон Кар не согласился с действиями Берлина, где расценили это как военный бунт. Фон Сект, в свою очередь, направил предупреждение баварскому триумвирату, Адольфу Гитлеру и вооруженным отрядам о том, что любое выступление будет подавлено силой.

 

 

«Поход на Рим» Адольфа Гитлера

Адольф Гитлер был вдохновлен походом на Рим итальянского фашиста Бенито Муссолини. Кратко: рабочие в Италии с 1919 по 1920 годы, вдохновленные подвигами коммунистов в России, захватили заводы и фабрики (этот период известен под названием «красное двулетие»), с чем не был согласен Муссолини, а главное - спонсировавшие его бизнесмены. С 27 по 30 октября фашисты во главе с Муссолини выдвинулись на Рим, а основными лозунгами были изречения самого Муссолини: «Мы хотим править Италией» и «Настало время фашистам заняться управлением Италией. Оно или будет передано нам добровольно, или мы пойдем маршем на Рим и сами захватим его в свои руки».

 

 

Итак, Адольф Гитлер вдохновился успешным походом на Рим, и предложил Кару и Лоссову организовать поход на Берлин «до того, как Берлин пойдет на Мюнхен». Кар, Лоссов и Зайсер не были заинтересованы в этом и сообщили, что сами примут решение о дальнейших действиях. Гитлер понял – пора брать инициативу в свои руки. Кар был взят в заложники, после чего его заставили поддержать поход.

Вечер 8 ноября 1923 года, фон Кар, фон Лоссов и фон Зайсер прибыли на выступление в Мюнхен в пивном зале «Бюргербройкеллер». Для справки: этот зал вмещал в себя 1 830 человек, но в тот день в нем собрались почти 3 000 человек. Фон Кар, фон Лоссов и фон Зайсер поднялись на сцену и начали выступление, после чего 600 штурмовиков оцепили зал, а на улице установили пулеметы и направили их на входные двери. Адольф Гитлер в этот момент стоял в дверях с кружкой пива в руках, после чего бросил ее на пол и примерно в 20:45 по местному времени выбежал на середину зала, вскочил на стол, достал пистолет, выстрелил из него в потолок и прокричал: «Национальная революция началась!». Затем Адольф Гитлер продекларировал: «Зал окружён шестьюстами вооружёнными до зубов людьми. Никто не имеет права покидать зал. Если сейчас же не установится тишина, я прикажу установить на галерее пулемёт. Баварское правительство и правительство рейха низложены, образуется временное правительство рейха, казармы рейхсвера и земельной полиции захвачены, рейхсвер и земельная полиция уже выступают под знамёнами со свастикой!».

Фон Кар, фон Лоссова и фон Зайсера закрыли в комнате и принялись уговаривать занять должности в новом правительстве, но те отказались. В пивную доставили генерала Людендорфа, героя Первой мировой войны, который не знал о путче, но узнав о происшествии, тут же поддержал Гитлера. Сразу после этого Кар, Лоссов и Зайсер сообщили, что присоединяются к походу на Берлин, и Гитлер провозгласил Кара регентом Баварии, Людендорфа – главнокомандующим армией, самого себя – имперским канцлером, а также сообщил, что планирует свергнуть президента Фридриха Эберта – одного из основателей Социал-демократической партии Германии, которая жива и здравствует по сей день.

В 22:30 Гитлер вышел на улицу для урегулирования стычки между штурмовиками и регулярными формированиями. Кар, Лоссов и Зайсер покинули пивную, правительство было переведено в Регенсбург, кроме того, ими была издана прокламация об отказе от всех заявлений, сделанных «под дулами пистолетов». Кроме того, был издан указ о роспуске НСДАП, штурмовики под командованием Эрнста Рёма заняли штаб-квартиру сухопутных сил в военном министерстве, однако ночью здание было осаждено регулярными войсками, которые остались верным правительству. Людендорф предложил Гитлеру занять центр Мюнхена, так как считал, что его авторитет сможет переманить на сторону НСДАП армию и полицию.

 

 

Марш путчистов по Мюнхену

9 ноября 1923 года в 11:00 нацисты направились к центру города на Мариенплац под знаменами со свастикой и военными штандартами, чтобы снять осаду с военного министерства. Адольф Гитлер, Эрих Людендорф и Герман Геринг шли во главе колонны, к демонстрантам присоединился Юлиус Штрейхер – идеолог расизма, будущий гауляйтер Франконии, главный редактор антисемитской и антикоммунистической газеты «Штурмовик», по приказу Нюрнбергского трибунала был казнен за призывы к геноциду и антисемитскую пропаганду.

Патрули полиции сначала пропустили путчистов, однако по приходу к Одеонсплац путь был прегражден усиленными отрядами полиции. Гитлер призвал полицию сдаться (их было всего 130 человек против 3 000 нацистов), однако силовики отказались. Раздались выстрелы, кто стрелял первым, сказать уже сложно, так как показания сильно разнятся. В результате начавшейся перестрелки погибли 16 нацистов и четверо сотрудников полиции. Герман Геринг был в числе раненых, Гитлер попытался скрыться, Людендорф остался на месте и был схвачен, а еще через два часа сдался Рём.

 

 

Итоги Пивного путча

Население, военные и полиция не поддержали путчистов, а в течение нескольких дней после были арестованы все его идеологи, кроме Геринга и Рудольфа Гесса – того самого, который являлся одним из 24 главных обвиняемых на Нюрнбергском процессе. Впоследствии он был посажен в колонию, где пробыл 40 лет, а 17 августа 1987 года в возрасте 93 лет повесился в собственной камере. До самой смерти он оставался верным идеям Гитлера и нацистов, а после самоубийства стал иконой для неонацистов и правых радикалов по всему миру.

 

 

Участники путча были приговорены к заключению в тюрьме Ландсберг. В ходе отбывания наказания Адольф Гитлер написал большую часть «Майн кампф». Сидельцам даже разрешалось собираться за общим столом и обсуждать политические вопросы – настолько мягкими были условия отсидки. Гитлера выпустили на свободу уже через девять месяцев после отсидки, хотя суд приговорил его к пяти годам заключения.

 

 

А вот Альфреду Розенбергу, одному из идеологов «окончательного решения еврейского вопроса», «расовой теории», «дегенеративного искусства» и главному вдохновителю НСДАП, удалось скрыться. Но судьба настигла нацистского преступника, и решением Нюрнбергского трибунала его приговорили к смертной казни через повешение.

 

 

Пропаганда НСДАП после Пивного путча

Официальная пропаганда начала называть 16 погибших в ходе путча мучениками, а 9 ноября 1935 года саркофаг с прахом погибших перенесли на площадь Кёнигсплац в Мюнхене, где построили два Храма почета. «Знамя крови», под которым шли путчисты, в будущем использовался на партийных съездах в Нюрнберге как священная реликвия, к которой Адольф Гитлер прикладывал новые знамена. С 1933 по 1944 годы НСДАП ежегодно отмечала годовщину путча, а с 1933 по 1939 годы на праздновании в пивном зале Бюргербройкеллер обязательно присутствовал сам Адольф Гитлер. В 1939 году антифашист Георг Эльзер совершил неудачную попытку покушения на Гитлера, за что был заключен в концентрационный лагерь Заксенхаузен, затем переведен в Дахау, где 9 апреля 1945 года был казнен по личному разрешению Генриха Гиммлера.

 

 

Дальнейшая судьба Германии известна: ее ждали план Дауэса и план Юнга, восстановление экономики на западные кредиты, победа НСДАП на выборах, жестокое подавление немецких коммунистов, поджог Рейхстага и дальнейшее укрепление власти нацистов. Итог известен – кровавая бойня во всем мире, самоубийство Гитлера и красный флаг над Рейхстагом. Зная ошибки прошлого, можно избежать их совершения в будущем. Нацизм и фашизм больше никогда не должны поднять свою уродливую голову.

 

Реклама