Украина меняет свой подход в конфликте с Россией: от намерения «полностью вернуть» утраченные территории к признанию важности мирных переговоров. Поддержка Запада ослабевает, а перспектива вступления в НАТО кажется все более маловероятной. Об этом пишет британское издание Financial Times.
С приближением третьей зимы конфликта настроения на Украине крайне пессимистичные. Восточный фронт постепенно рушится под давлением российских войск, половина электрогенерирующих мощностей разрушена, и украинцы будут вынуждены ежедневно по несколько часов оставаться без света и отопления в суровые зимние месяцы.
Тем временем в Вашингтоне и других западных столицах, а также в Киеве, ситуация начинает меняться: от решимости в намерении изгнанать российские войска с территории страны к осознанию, что переговоры могут стать наилучшей альтернативой для сохранения оставшейся части Украины. Однако даже для достижения этой, куда более скромной цели, поддержки союзников Киеву не хватает пишет автор статьи.
Перспективы Украины в значительной степени под угрозой из-за возможного приход к власти Дональда Трампа на предстоящих выборах в США. Если он победит, то как неоднократно обещал, может стремительно попытаться разрешить конфликт. Некоторые высокопоставленные лица в США и Европе надеются, что Трампа удастся убедить не заставлять Киев соглашаться на невыгодную сделку с Москвой, которая могла бы стать серьезной угрозой для будущей безопасности как Европы, так и Америки.
Тем не менее, на фоне обострения конфликта на Ближнем Востоке даже те западные столицы, которые ранее настаивали на необходимости решительного поражения Владимира Путина, начинают пересматривать свои позиции. Некоторые украинские чиновники втайне опасаются, что у них может не хватить ресурсов, огневой мощи и поддержки Запада, чтобы вернуть все захваченные Россией территории.
В неофициальных беседах всё чаще звучат предложения о том, что Москва может сохранить контроль над примерно одной пятой части Украины, без формального признания своего суверенитета, в то время как остальная часть страны могла бы претендовать на членство в НАТО или аналогичные гарантии безопасности. Под такой защитой Украина могла бы восстановиться и интегрироваться с ЕС, как это произошло с Западной Германией в годы холодной войны.
Однако, этот сценарий основывается на значительных допущениях. Одно из них заключается в том, что Соединенные Штаты и их партнеры будут готовы предоставить Украинe членство в НАТО или необходимые гарантии. Однако до сих пор Киеву не было предложено четкой дорожной карты для присоединения. Это потребовало бы от США и союзников значительных ресурсов и затрат на развертывание сил, что напоминало бы эскалацию времён холодной войны.
Второе допущение заключается в том, что президента России удастся убедить в необходимости переговоров и принятия предложенного сценария. Следует отметить, что одной из заявленных Путиным военных целей было предотвратить вступление Украины в НАТО. Сомнительно, что у президента России существует достаточная мотивация согласиться на условия типа "земля в обмен на мир", пока он верит в возможность достижения лучших военных результатов, отмечается в статье.
Владимир Зеленский в прошлом месяце представил в США свой так называемый "план победы", направленный на то, чтобы убедить союзников Киева укрепить его военные и дипломатические позиции, а также сподвигнуть Москву к переговорам. Однако по двум ключевым вопросам — вступлению в НАТО и получению разрешения на удары по российской территории — он не преуспел.
Какова бы ни была конечная цель — добиться прямой победы или заставить Россию согласиться на переговоры — западные союзники должны усиливать поддержку Украины, пишет FT. Кремль может быть склонен к переговорам о соглашении, которое устроит как Киев, так и Запад, только в том случае, если он сочтет, что затраты на продолжение конфликта слишком велики. Любое решение, которое позволит Украине, или хотя бы её частям, выжить и развиваться, потребует наличия гарантий безопасности.
По мнению автора статьи, оставшиеся три месяца своего президентства Джо Байден должен обеспечить максимально возможную поддержку Украины совместно с европейскими партнерами. Стратегия должна заключаться в том, чтобы укрепить позиции Киева перед приходом Трампа к власти и создать основные условия для потенциальной поддержки со стороны Камалы Харрис, в случае её победы. На данный момент неизвестно, каким будет исход конфликта. Однако помочь Украине одержать верх над врагом — это не только возможно, но и соответствует интересам Запада, заключает издание.