Устойчивые слухи о выводе из Таджикистана российской военной базы появились после трагических событий в «Крокус Сити Холл».
Таджикистан так и не признал участия своих граждан в теракте, а российскому послу в республике была вручена нота протеста за проявление «негативного отношения» к таджикам в РФ. После этого между странами стала расти напряженность.
С таким заявлением выступил председатель Национальной ассоциации политологов центральноазиатской республики Абдугани Мамадазимов. По его словам, итогом может стать вывод российской военной базы 201 из двух городов, где она дислоцирована - Душанбе и Бохтар.
В пример Мамадазимов привел удаление российских пограничников из ереванского Звартноца, а также разговоры о выводе 102-й военной базы из второго по величине города Армении Гюмри.
Политолог предполагает, что аналогичный сценарий может получить развитие и в Таджикистане. В числе наиболее негативных последствий он видит потерю Россией своих стратегических партнеров. Если Кавказ — западное крыло ОДКБ, то Таджикистан — восточное, пояснил Мамадазимов.
Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин считает, что слухи о вероятности ликвидации базы 201 сильно преувеличены, а все подобные заявления, в том числе главы Ассоциации, направлены единственно на повышение реноме самого их автора.
«Как я понимаю, решения в Таджикистане принимают все же не политологи, а президент Эмомали Рахмон. Считаю, что вряд ли человек, которого президент Путин уже пригласил на парад Победы в Москву, стал бы на этом фоне предпринимать действия по ликвидации военной базы», - сказал полковник Литовкин ИА RuNews24.
По словам эксперта, база в Азии нужна не только России. Это мощный сдерживающий фактор во имя стабильности в регионе. Достаточно вспомнить 90-е, когда на улицах городов сражались вооруженные банды. Когда же с рубежей были убраны российские пограничники, в республику хлынули наркотики.
Полковник Литовкин сомневается, что после ухода российских военных власть в республике окрепнет. Напротив, Рахмон может уйти, и кто встанет на его место – лучше не предполагать.
«Что касается функции прикрытия российского центра слежения за космической группировкой противника, которую несет база, то ведь объект под названием «Око» у нас не один. Есть аналогичные комплексы на Алтае, так что сам процесс слежения не пострадает», - говорит военный эксперт.
По мнению полковника Литовкина, ситуация вокруг базы 201 не что иное, как инсинуации, призванные единственно повысить авторитет того, кто произносит эти слова, не заботясь об их последствиях.