Политика05.02.2026 - 13:06

Забор против собственного благополучия: сработала ли стратегия Финляндии после закрытия границы с Россией?

Несмотря на полное закрытие Финляндией своих пунктов пропуска на границе с Россией в ноябре 2023 года, с начала 2025 года в Россию въехали более 4,5 тысяч граждан Финляндии. Как пояснил эксперт, этот поток формируется преимущественно по трём направлениям: частные визиты, деловые поездки и туризм.

Фото: Павел Львов, источник: ria.ru

Ключевым фактором, позволяющим осуществлять поездки в Россию, является то, что Финляндия закрыла именно свои пункты на границе. В комментарии RuNews24.ru эксперт по социально-экономической политике Яков Якубович пояснил, что российская сторона продолжает принимать лиц, имеющих действующие визы или иные законные основания для въезда. Поэтому финские граждане могут прибыть к границе, пересечь нейтральную полосу и пройти контроль на российской стороне. Об этом свидетельствует и статистика: почти половина въехавших пересекла границу пешком.

«Решение Хельсинки о закрытии границы было принято в контексте обвинений в адрес России в организации нелегального миграционного давления и воспринимается как мера национальной безопасности в рамках политики ЕС и НАТО. С точки зрения властей Финляндии, это отвечает долгосрочным интересам, защищая целостность внешней границы Шенгенской зоны. Однако на практике эта политика создаёт значительные сложности для конкретных групп населения, особенно для жителей приграничных регионов, лиц со смешанными семьями и бизнеса, связанного с Россией», — отметил эксперт.

По его словам, с точки зрения безопасности, эта мера получила поддержку многих финнов, для которых контроль над внешней границей стал приоритетом. Однако экономические интересы значительной части граждан напрямую пострадали.

«Исторически приграничные территории были «вратами» для экономического сотрудничества. Их бизнес-модель, ориентированная на российский транзит и туризм, оказалась подорвана. Потеря около 800 тысяч ночевок российских туристов в год, по признанию представителей финского гостиничного бизнеса, не компенсирована гостями из других стран».

Эксперт также констатировал, что крупные финские компании смогли адаптироваться и найти новые рынки, но малые предприятия, особенно в Восточной Финляндии, сильно зависимые от российских клиентов, понесли серьезные убытки. Снижение торговли с Россией также негативно сказалось на компаниях в сфере логистики.

При этом, по словам Якубовича, налицо и практические исключения, вызванные жизненной необходимостью. Яркий пример — финские специалисты, которые продолжают работать на Сайменском канале, арендованном Финляндией и находящемся на территории России. Их регулярные служебные поездки, обусловленные необходимостью обслуживать финскую инфраструктуру, официально разрешены на основе двустороннего договора. Этот случай наглядно показывает, как практические интересы и конкретные обязательства пробивают брешь в общей политике ограничений.

Тем не менее для россиян последствия в целом более однозначны и негативны.

«Туристы и обычные путешественники пострадали больше всего. Запрет на выдачу туристических виз с 2022 года и закрытие границы фактически сделали Финляндию недоступной для большинства. Те, у кого остались действующие шенгенские визы, сталкиваются с отказами во въезде на пограничном контроле (в 2025 году таких случаев было 30). Подобная политика ЕС, как отмечают некоторые аналитики, часто бьет не по элите, способной получить «золотые паспорта», а по среднему классу, студентам, семьям с родственными связями за границей».

Как пояснил эксперт, тысячи финнов, въезжающих в Россию с частными целями (более 1700 человек), часто являются владельцами дач в Карелии или имеют родственные связи. Для них ограничение — это бюрократическое и физическое неудобство (необходимость идти пешком до российского КПП). Для их российских родственников или партнеров по бизнесу это означает фактическую невозможность ответных визитов, что разрывает многолетние человеческие и деловые связи.

«Политика закрытия границы создает печальную картину. Она декларативно служит целям национальной безопасности Финляндии в понимании её властей, но по факту наносит ущерб экономическим интересам своих же граждан в приграничье и малому бизнесу. Для россиян это означает резкое сужение возможностей для контактов, причем наиболее чувствительно оно для обычных людей, а не для элит».

Фактически, меры, направленные на оказание давления на руководство другой страны, ложатся тяжелым бременем на плечи граждан по обе стороны границы, чьи повседневные интересы часто далеки от большой политики. Понимают ли это власти Финляндии? Крайне сомнительно.

Реклама