Статьи03.05.2021 - 11:03

Годовщина трагедии в одесском Доме профсоюзов: никто не забыт, ничто не забыто

Украинский национализм зародился в начале XIX века, эволюционировал с развалом Российской империи и активно сотрудничал с немецкими нацистами в годы Второй мировой войны. В советские годы он ненадолго ушел в подполье, чтобы возродиться в 90-е годы, и во всеуслышание заявить о себе 2 мая 2014 года. В седьмую годовщину одного из самых страшных событий в истории современной Украины, в память о погибших людях, вспомним подробности того леденящего душу майского дня.

Реперная точка

События в Одессе 2 мая – одна из реперных точек политического кризиса на Украине 2013-2014 годов. Один из самых ярких представителей тех событий Дмитрий Ярош, бывший глава «Правого сектора» (националистическая организация запрещена в России) и депутат Верховной Рады Украины VIII созыва, говорил: «Мы устроим революцию, которая окончится полным устранением режима внутренней оккупации и созданием украинского национального государства с системой всеохватывающего национального народовластия».

Многие русскоговорящие жители юго-востока Украины не были согласны с беззаконием, беспорядками и с мнением националистически настроенных граждан, поэтому начали сопротивляться новой киевской власти. Сначала волна протестов захлестнула Донбасс, затем постепенно перекинулась на южные города Украины, и добралась до Одессы.

 

 

Подготовки к акциям на Куликовом поле

Различные провокации сотрясали Одессу на протяжении всей весны 2014 года. Уже 16 апреля на сайте одесского Антимайдана, созданного в противовес Евромайдану, опубликовали новость: «На месте Одесской области образуется Одесская Народная Республика». Неделей ранее была объявлено о создании Донецкой и Харьковской Народных Республик.

 

29 апреля в Одессу приехал секретарь СНБО и экс-комендант Евромайдана Андрей Парубий, который в будущем займет пост спикера Верховной Рады. По территории Одессы к тому моменту уже стояли многочисленные блокпосты, и Парубий проехал по всем местам их дислокации, раздал бронежилеты бойцам и уехал, ничего не объяснив. По неофициальным данным, именно Андрей Парубий организовал приезд в портовый город бойцов Самообороны Майдана, ультрас из Харькова и представителей «Правого сектора», упомянутого выше. Цель была одна – ликвидировать палаточный городок, установленный к тому моменту на Куликовом поле. Ликвидировать его взялись физическим путем, быстро и жестоко, по всем заветам фашистов, откровенно демонстрирующим зверское отношение к несогласным.

 

Андрей Парубий

 

Утро 2 мая

В день трагических событий в Одессе должен был состояться футбольный матч между местным «Черноморцем» и ныне не существующим харьковским «Металлистом». Утром на вокзал Одессы прибыл поезд с болельщиками из Харькова, кроме того, начали подтягиваться активисты Самообороны Майдана.

Примерно к 13:30 на Александровском проспекте около перекрестка с улицей Жуковского начали собираться сторонники Антимайдана. Костяком группировки являлась «Одесская дружина», представители которой повязали на руки георгиевские ленты и красные повязки. В общей сложности удалось собрать примерно 300 человек, численность националистов, ультрас и остальных «будущих европейцев» превышала оппонентов минимум в пять раз.

В 15:00 сторонники Евромайдана и ультрас «Металлиста» и «Черноморца» собирались пройти шествием «За единую Украину». К ним примкнули активисты Самообороны Майдана, вооруженные битами, металлическими цепями, щитами и огнестрельным оружием. К слову, представители Антимайдана тоже активно вооружались. Некоторые сторонники Самообороны и «Правого сектора» брали с собой топоры и металлические прутья.

РИА Новости со ссылкой на бывшего депутата Одесского областного совета Вадима Савенко сообщали, что в столкновениях позднее участвовали бойцы националистических добровольческих батальонов «Шторм» и «Днепр-1», которые к тому моменту уже формировались как воинские подразделения.

 

Вадим Савенко

 

Столкновения на Греческой

Сторонники Евромайдана и Антимайдана хотели пройти шествием, выступая каждый за свои принципы. Командир «Одесской дружины» Сергей Долженков развернул своих соратников на Греческую площадь, скандируя: «Майданутых на кол!». В 15:28 противники увидели друг друга, после чего началась схватка.

С обеих сторон летели светошумовые гранаты, со стороны захваченного сторонниками Антимайдана торгового центра «Афина» велась стрельба по противникам. Милицейские кордоны пытались остановить уличные драки, однако сделать этого не удалось, люди продолжали перебрасывать через правоохранителей взрывпакеты. В первые полчаса пострадали десять человек, трагедия только начинала набирать обороты.

 

 

Позднее бывший начальник милиции общественной безопасности Главного управления МВД в Одесской области, полковник Дмитрий Фучеджи в интервью НТВ сообщал, что ему была дана команда из Киева не сопротивляться и не вмешиваться в столкновения сторонников и противников единой Украины. Его же после событий 2 мая посадили под домашний арест, собирались отправить в колонию, однако он успел сбежать в Приднестровье (в Тирасполе его родной брат является начальником полиции), а в 2017 году успешно получил гражданство России. Дмитрия Фучеджи также обвиняют в том, что он и его подчиненные не отнимали оружие у сторон конфликта.

 

Дмитрий Фучеджи

 

События на Куликовом поле

После продолжительных перестрелок между сторонниками Евромайдана и Антимайдана последние переместились на Куликово поле. Примерно к 18:00 сторонники федерализации оказались практически разбиты противниками, были убиты четверо противников новой украинской власти и двое ее сторонников.

 

 

Бежавшие антимайдановцы прибыли к Куликовому полю и приняли попытки забаррикадироваться. Ввиду отсутствия достаточного количества материалов, было решено передвинуться к крыльцу Дома профсоюзов и забаррикадироваться там. Входы обложили мешками с песком и камнями, на крыше разместились два человека с красными повязками и коктейлями Молотова. В наличии также было несколько ружей, на втором этаже соорудили госпиталь для раненых. К 19:20 на Куликово поле пришли сторонники Евромайдана и начали разбирать баррикады, оставленные противниками. В одной из палаток прятался мужчина, вооруженный саперной лопаткой и топором, который набросился на националистов, после чего убежал в сторону Дома профсоюзов, из которого начали бросать в противников бутылки с зажигательными смесями. Сторонники новой украинской власти ответили тем же, забрасывая здание коктейлями Молотова, активист Евромайдана Николай Волков, известный также под псевдонимом сотник Мыкола, стрелял по окнам, из которых бросали взрывпакеты, из травматического пистолета.

 

 

Сотник Микола

 

Пожар в Доме профсоюзов

Через некоторое время в выломанную дверь бокового входа в южный флигель здания вошла большая группа националистов, до этого в Дом профсоюзов вломились пятеро фанатов «Черноморца». Активисты Евромайдана в это же время продолжали забрасывать здание коктейлями Молотова и взрывпакетами, сторонники федерализации были отброшены в фойе, где начали баррикадироваться. В здание бросили горящую покрышку, и в 19:52 загорается баррикада в вестибюле перед центральным входом. Спустя несколько минут огнем охватывается все здание.

 

 

Огонь поднимался от первых этажей вверх. Многие сторонники федерализации не заметили распространения пламени и продолжали бросать камни в противников. Примечательно, что некоторые фанаты «Металлиста» и «Черноморца» пытались спасти своих оппонентов: бросали веревки в окна, подтащили к стене Дома профсоюзов металлическую конструкцию, которая служила сценой, по которой начали спускаться люди. По воспоминаниям одной из участниц событий, благодаря брошенным наверх канатам, привязанным к батареям, удалось спасти большое количество людей.

 

 

 

Только в 20:09 прибыла первая пожарная машина, спустя десять минут приехал второй расчет. Однако некоторые сторонники Евромайдана продолжили стрелять по окнам Дома профсоюзов, а также избивать выживших. Другие националисты призывали сторонников федерализации прыгать из окон, кричали им: «Умри!». Бывший руководитель Главного управления ГСЧС Украины в Одесской области Владимир Боделан отмечал, что некоторые люди не хотели выходить из Дома профсоюзов, потому что их продолжали избивать сторонники Евромайдана.

 

 

Пожар был ликвидирован в 20:50, из здания вывели более 350 человек, погибли 42 человека. Общее число погибших – 48 человек: шестеро на Греческой площади, восемь человек погибли от травм, полученных при падении из окон или при пожаре, 34 человека – от отравления дымом.

Отдельно стоит упомянуть роль Алексея Гончаренко. До событий 2014 года он был членом Партии регионов. Его отец - Алексей Костусев, являвшийся мэром Одессы  в 2010-2013 годах. В ходе событий 2 мая Гончаренко с места трагедии вышел в прямой эфир программы Шустер-Live и заявил, что «был уничтожен лагерь сепаратистов». 

 

 

В 2015 году его задержали в Москве во время траурного шествия в память о Борисе Немцове. Депутата Верховной Рады допросили в Следственном комитете, после чего отпустили. Допрос осуществили по делу о трагедии в Одессе, в частности, о покушении на убийство и истязании гражданина России в ходе трагических событий. 2 марта он должен был явиться на судебное заседание, где планировали провести слушание по делу о неповиновении полиции, но Гончаренко вернулся на Украину. И, да, этот гражданин по-прежнему не предстал перед судом ни за одно свое преступление. Добавим, что Гончаренко устраивал символическое награждение турецкого военного, который сбил российский самолет 24 ноября 2015 года в небе над Сирией.

 

Версии трагедии

По официальной версии, распространенной «группой 2 мая», пожар быстро распространился по зданию из-за тяги, созданной после прогорания высокого дверного проема. В районе лестничных пролетов образовалась вспышка пламени с задней стороны здания, температура горения составила 600 градусов на первом этаже и 200 градусов по Цельсию на уровне пятого этажа. Тяга многократно усилилась, что стало причиной моментальной вспышки пламени, и отсюда с обеих сторон появились другие версии происшествия.

Выжившие активисты Антимайдана сообщили, что в Доме профсоюзов не было огнетушителей. Кроме того, по их словам, в здании полностью отключили воду. Журналисты различных изданий отмечали, что пожар мог начаться из-за поджогов внутри здания, которые сделали проникшие в ряды сторонников Антимайдана диверсанты. 3 мая 2014 года бывший первый вице-премьер-министр Украины Виталий Ярема сообщил, что в Доме профсоюзов нашли следы горения «некоего вещества», которое выделяло едкий газ. Из-за этого газа, по некоторым версиям, люди гибли очень быстро. Бывший заместитель начальника ГСУ МВД Украины Виталий Сакал сообщил о найденных следах хлороформа. Также есть версия, что пожарные расчеты не приехали вовремя по приказу «сверху» несмотря на то, что представители Евромайдана тоже звонили спасателям.

 

 

Что в итоге?

А в итоге – ничего. По делу о трагедии 2 мая никто не был наказан. Адвокат Андрей Портнов подал иск в суд против Андрея Парубия по обвинению в организации массовых беспорядков, приведших к гибели людей, но Парубий по-прежнему на свободе. В отношении 19 антимайдановцев возбудили уголовные дела по факту уличных беспорядков, против евромайдановцев – ни одного дела. В сентябре 2017 года Ильичевский городской суд оправдал подозреваемых сторонников федерализации.

Координатор движения «Куликово поле» Егор Кваснюк в 2019 году сообщил, что организаторами массового убийства людей в Доме профсоюзов являются Петр Порошенко и Игорь Коломойский, а также Андрей Парубий. За семь лет новые власти Украины даже не сподобились создать мемориал в память о погибших одесситах.

 

Вчера, 2 мая 2021 года, в Одессе у Дома профсоюзов местные жители вспоминали погибших семь лет назад. Нет сомнений, что в свое время трагедия получит должную оценку, ведь никто не забыт и ничто не забыто.

 

Фото: РИА Новости, bessarabiainform, из открытых источников

Реклама