По сообщениям пресс-службы премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, стартовала третья фаза военной операции в секторе Газа. Это означает, что израильтяне расширяют наземные операции на территории анклава.
Политолог Алексей Макаркин в беседе с ИА RuNews24.ru рассказал, до каких мер могут дойти израильские военные, и ответил на вопрос, что означает для палестинцев и израильтян победа в конфликте.
«Победа для Газы – это сохранение власти движения ХАМАС. ХАМАС готов на жертвы, готов к сопротивлению, он готовился к этому годами. Поэтому для Газы победа – если там останется ХАМАС, ослабленный, может быть. Как организацию ХАМАС уничтожить невозможно, сейчас Израиль попытается уничтожить её власть на конкретной территории. Это порождает целый ряд проблем», – отметил эксперт.
ХАМАС укоренился в Газе во всех отношениях, и в политических, и в общественных, в каких угодно. Кроме того, любая военная операция – это человеческие жертвы. И чем дальше, чем больше будет требований прекратить эту операцию, уверен Макаркин.
«Израильтяне уже пересматривают формат операции, чтобы она носила менее радикальный характер, но количество человеческих жертв будет увеличиваться. Чем дольше они будут воевать, тем больше будет требований прекратить.
На днях Эрдоган выступил на огромном митинге в Стамбуле и обратился к Западу, чтобы тот остановил Израиль. Эрдоган – опытный политик и он стремится быть ключевым лидером исламского мира. Турция - член НАТО и значимый союзник Америки. США вынуждены маневрировать между Израилем, Турцией, Египтом, Саудовской Аравией и поэтому, чем дальше, тем громче будут звучать требования остановиться», - подчеркнул политолог.
Эксперт уверен, что победа израильтян повлечёт за собой не меньше проблем, чем есть сейчас.
«Допустим, Израилю удаётся взломать оборону ХАМАС и выгнать их руководство из Газы. И тут же возникнет новая проблема, что вместо него? Например, есть идея вместо ХАМАС в Газу привести Махмуда Аббаса, который руководит ФАТХ («Движение за национальное освобождение Палестины» - прим.), и является официальным главой Палестинской автономии на западном берегу реки Иордан. Но Газу он не контролирует. Однако Аббас не хотел бы въезжать в Газу в израильском обозе, это была бы его полная дискредитация. Его популярность и так среди палестинцев уменьшилась. ХАМАС – ведь это целый такой комплекс, где есть и политический компонент, и благотворительный компонент, где они распределяют ресурсы. Есть идеологический компонент, военный. И если Аббас туда въедет при поддержке Израиля, то это будет означать его полную компрометацию. Поэтому он к этому явно не готов.
Есть вариант создать международную администрацию, пригласить каких-нибудь арабов, непонятно кого конкретно, которые будут заниматься обеспечением порядка, ресурсами, управлением. Может, под эгидой Лиги арабских государств. Но опять же такая администрация может рассматриваться населением крайне неблагоприятно.
Прямое израильское правление вообще не рассматривается, полагаю. И для Америки это не вариант, потому что у неё самой есть отношения с арабами, и она не хотела бы повторения нефтяного кризиса 1973 года, когда Саудовская Аравия ввела знаменитое нефтяное эмбарго и цены подскочили и оставались сверхвысокими в течение 10 лет», – добавил Макаркин.
Победить ХАМАС, по мнению эксперта, это не только одержать военную победу в условиях нарастающих протестов, но и обеспечить управление территорией.
«В случае, если израильтяне просто убьют некоторое количество активистов этой организации, то на их место встанут другие. И если у них будет опора на территорию, то ХАМАС в достаточно короткое время сможет восстановиться», - подытожил Макаркин.