Марина Ефимова: Хотим привлечь людей к красоте Богородского края

Больше новостей в сюжете: Богородский городской округ

Директор Ногинского дома художника, член Ногинского отделения Союза художников России Марина Валентновна Ефимова рассказала RuNews24.ru о том, что главным стимулом художника остается любовь к родному краю и к творчеству, как таковому, несмотря на сложную ситуацию, в которой сейчас оказались представители этого древнего цеха.

Основная задача Ногинского отделения Союза художников России – проведение мероприятий, выставок. Что вы хотите путем этих выставок рассказать, познакомить с творчеством художников или наоборот привлечь людей к занятию этой профессией?

Знаете, тут у нас как бы такой случай моста между художником и посетителем. Разные тематические выставки проводятся и есть у нас выставки о Богородском крае, о Ногинском районе, о России. То есть, задача стоит – привлечь людей, показать то, какой у нас красивый район, город, страна. Большинство художников в этом здорово преуспело.

Члены вашей организации, они территориально представляют Ногинск, то есть, это члены Союза Художников России, которые проживают в Ногинске?

Членами нашей организации могут стать только профессионалы, то есть те  художники, которые стали членами Всероссийской творческой общественной организации «Союз Художников России», без этого в нашу организацию на учет стать невозможно.

Есть определенный ряд правил и документов, без которых человек не может просто так прийти и сказать, что я хочу стать членом вашей организации. Есть порядок определенный, требуют рекомендации от художников, которые уже состоят на учете в определенной организации не менее 5 лет. И обязательно нужно чтобы у этого человека были выставки, но сейчас к этому относятся более лояльно, потому что раньше немного по-другому все делалось, раньше человек мог сам выставляться на выставкоме.

Допустим, есть молодежная выставка. К примеру, Роман Шопиков, у него есть эротическая молодежная выставка, в которую он «сам себя пришел», принес свои работы, прошел выставком и он стал участником этой выставки. И эта всероссийская молодежная выставка сыграла большую роль при его вступлении в наш Союз.

И сколько у вас участников на данный момент?

На данный момент 40.

Они проживают в локации Ногинский район?

Ногинский район и у нас есть город Электросталь, который недалеко. У них нет своего отделения, поэтому многие художники к нам приходят.

Как профессиональная организация, какую вы практическую помощь оказываете коллегам? Ради чего это объединение создавалось, помогаете выставки организовывать или какие-то оказываете услуги?

Да, а как же. Но тут вот относительно материального все может быть сложновато, сами знаете о ситуации, которая сейчас у нас в России. Раньше, когда был Советский Союз, были заказы. Были заказы профессиональным художникам, чтобы оформить, допустим, детский сад, оформить школу, написать что-нибудь с Лениным – Ленин здесь, Ленин там, то есть, были заказы и художники выполняли эти заказы. Сейчас у нас художники занимаются выживанием, то есть каждый художник выживает, как может – один преподает, другой, допустим, где-то работает, при этом не обязательно по своей специальности. Большинство художников – они преподают, кто-то в институте, кто-то в школе – педагоги, у кого есть педагогическое образование художественное. Они таким образом выживают.

А как они не теряют свое профессиональное мастерство, его усиливают, что они для этого делают? Есть, например, какие-то регулярные мероприятия?

Регулярных, как таковых, нет. Я не очень хочу говорить на материальную тему, но тут же все связано – у нас нет транспорта, у нас появился художник, он со своим транспортом, то есть он может организовать транспорт. Что-то типа благотворительности. И вот у нас многие художники собираются по 6-8 человек, выбирают город, куда они поедут, местность, которую будут рисовать.

Это очень интересно. Я сама наблюдала недавно: молодой художник и художник, который уже признанный – заслуженный художник РФ, и вот эта передача опыта, передача взгляда, и как художник его учил, где лучше встать, как выбрать лучше ракурс. Просто есть художники, которые к этому болезненно относятся, а есть художники, которым это надо, и они просто подходят и говорят: вот посмотрите и оцените такую ситуацию.

И выставки есть, персональные выставки. Молодые наверно еще не так это воспринимают, а вот художники, которые уже поработали, которые хотят дальше расти, они проводят свои персональные выставки в различных залах, и в разных залах одни и те же работы смотрятся по-разному. И вот эти художники просто подходят – для них важен взгляд другого художника, которому они доверяют. Он подходит и говорит:  «Посмотри, пожалуйста, у меня замылился взгляд и я бы хотел узнать твое мнение, что вот здесь? Я знаю, что-то не то». И художник со стороны может помочь.  Так что вот эти совместные выставки, персональные выставки они тоже помогают росту художника.

Вы говорили, что художники, которые в вашем отделении, они в основном пейзажисты, есть ли какая-то коллекция картин, которые написаны по местности, которая рассказывает о Богородском крае? Где-то вы их выставляете, чтобы люди могли прийти и посмотреть те места узнаваемые, в которых они часто бывают, где они проживают, только вот именно в краске?

Есть. Мне проще ответить ситуацией из жизни. У нас женщина одна пришла на выставку и увидела свой дом, в котором она жила несколько лет назад, и она переехала уже, и она говорит:  «Я понимаю, что это мой дом, но я не узнаю, потому что вот это изменилось, это изменилось…» И вот она увидела и в итоге она приобрела эту работу со словами: «Мне очень хотелось бы, чтобы дом, в котором я жила, был в моей коллекции».

Потом у нас была очень интересная выставка, я бы хотела, чтоб она еще раз состоялась, но не знаю, насколько это все возможно. У нас двое художников, две женщины-художницы, они писали Богородск лет наверно 7 назад. Они пишут в разной манере, одна, допустим, простым карандашом, у второй – цветное было.  У одной было все как бы черно-белое у второй – цветное, но при этом они писали одни и те же места, и, разумеется, ракурс был чуть разный. И вот мы сделали совместную выставку «Ногинск глазами двух художников». Выставка замечательная, вот сейчас даже этих мест уже нет, то есть, этот дом уже снесли, это уже убрали, это уже уничтожили. А на полотнах остаются эти места.

А где это все выставляется, у вас есть какая-то площадка?

 Да, а как же, на Климова, 35. Есть выставочные залы, два выставочных зала, достаточно оборудованных, нормальных. Единственное, у нас нет хранилищ там. Для того чтобы хранить работы, там есть определенные температурные режимы, по влажности тоже, у нас, к сожалению, этого нет. Поэтому художники все свои работы хранят дома или в мастерских. На год у нас рассматривается выставочный план, там, допустим, есть такие выставки, которые уже традиционные. Есть художник, который 10 лет, каждый год, ко Дню города выставляет работы – выставку, посвященную Дню города. В нашем Доме художника это проводится. Выставки все абсолютно бесплатные. Посещать можно, и чем больше народу, тем счастливее мы становимся. Каким-то образом пытаемся в СМИ, на телевидение эту информацию дать, чтобы людей привлечь.

Какая задача этих выставок, чтобы люди покупали работы, или просто интересовались работами художников?

Цели продать на выставке картину нет вообще. Может быть, человек придет на выставку и увидит работы какого-то художника, который ему понравится, понравится его стиль написания, краски. Потом каким-то образом мы его сводим, с тем художником и он может приобрести работу, но это не факт. То есть, выставка у нас проводится не для продажи. У нас выставка именно для того проводится, чтобы привлечь людей к красоте Богородского края, красоте России, показать, что художники пишут, что работают, может даже и детей привлечь. У нас действительно дети приходят. Была выставка одного художника, после этого пошел поток людей, которые захотели рисовать, писать.

А есть в планах создание кружка или школы юного художника?

Нет, это очень сложно. К тому же, у нас есть художественная школа в Ногинске.

Она отдельно?

Она, конечно, отдельно. Свою школу нам открыть – это нереально совершенно. У нас творческий союз художников – некоммерческая организация, мы на самоокупаемости, мы сами себя обслуживаем, сами себя содержим.

А кто-нибудь помогает время от времени, бизнес, власть, может какие-нибудь гранты?

Вообще никак. Мы обращаемся к властям, просто чтобы хоть каким-то образом о нас услышали, идем на встречу, договариваемся: ребята, вот мы есть, если что. Единственное – приобретение подарков. Вот, допустим, едет куда-то мэр города, глава администрации… если куда-то какой-то подарок нужен…

Они тогда приобретают какие-то картины?

Да, приобретают для подарка. Был период, когда просто для себя покупали, а сейчас вообще плохо.

Какие-то планы вы строите как отделение Союза Художников России в Ногинске, есть какие-то цели, которые перед собой ставите в среднесрочной перспективе, которых хотели бы добиться?

Хотим принимать активное участие в жизни города и Ногинского района, мы хотим, чтобы мы не были сами по себе. У нас есть конкурс – дети писали работы и мы собирали всех, проводили выставку, награждали, вот такая была у нас задумка, мы ее осуществили, мы хотели, чтобы это было постоянно, но не хватает, ни материальных средств, ни физических средств и мы ушли от этой выставки.

А есть ли у ваших коллег существенные достижения в своей области, гран-при, награды выигрывали, конкурсы престижные?

Конечно, очень много. У нас, во-первых, у художников у многих приобретают работы музеи. У нас есть художник Марина Орлова, она в свое время написала работу «Противостояние. Тени прошлого» на тему войны 1812 года... работа огромная, выполнена на ткани. То, как она работала над ней, там все вот эти исторические моменты костюмы французов, костюмы русских, настолько все перенесено именно по историческим книгам, по всему, поэтому ее эта работа привела в музей.

А какой музей?

Мне кажется Рязанский музей, но я могу ошибаться, это было года 3 назад, и я подзабыла. В нашем Союзе Ногинского отделения, у нас пять заслуженных художников РФ – это именно за заслуги, это не дается за одну какую-то выставку, там есть свои нюансы, чтобы получить звание – это очень сложно. Поэтому мы очень гордимся этим.

Молодые таланты приходят к вам в отделение?

Да, что очень интересно, сейчас много ребят, которые по-другому мыслят, немножко по-другому жизнь людей переносят на полотна, поэтому это вообще другого характера молодые люди, которые по-другому все это себе представляют и все равно это очень профессионально. Сейчас вот как раз проходит выставка молодых художников. До 9 августа идет эта выставка: десять участников, и каждый выставил по 4-5 работ. То есть, всего где-то 55-60  работ. И что очень интересно, молодежь пишет – каждый в своей технике, отражают свой взгляд на вещи.

 

Фото: из открытых источников

Реклама