Стороны активно ведут торговлю друг с другом, наращивая товарооборот, и реализуют различные проекты на иностранной земле.
В Подмосковье состоялось 11-е заседание Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству под председательством зампреда правительства РФ Дениса Мантурова и заместителя премьера Госсовета КНР Дин Сюэсяна, рассказали в пресс-службе губернатора и правительства Подмосковья.
Взаимный товарооборот России с Китаем в прошлом году увеличился на четверть и составил 228 млрд долларов, 90% взаиморасчетов проходило в национальных валютах. В этом году также наблюдается рост товарооборота, а к 2030 году планируется достигнуть показателя в 300 млрд долларов, рассказал Мантуров.
Во всем этом доля Подмосковья – около 10%; Китай для региона является главным внешним партнером, а регион для Китая – ключевым в сфере торгово-экономических отношений среди российских. За последние пять лет сторонам удалось увеличить товарооборот в 2,6 раза, а экспорт – почти вдвое. Подмосковье поставляет в Китай медицинские лазеры компании «ИРЭ-Полюс», оборудование для АЭС от «ЗиО-Подольск», шоколад «Волшебницы» и «Торгового ДОМА Шоколада».
Приоритетное направление сотрудничества – инвестиции. Андрей Воробьев отметил, что это прежде всего индустриальный парк «Есипово», где собирают автомобили с высокой локализацией. Также важны транспортно-логистические центры «Белый Раст» и «Селятино». Китайские компании выпускают на территории Подмосковья запасные части, комплектующие для автомобильной промышленности, в регионе планируют размещать и все, что касается микроэлектроники.
Пока у иностранных компаний в планах построить в Подмосковье завод по производству осевых агрегатов для прицепной техники (инвестиции – 5 млрд рублей, количество рабочих мест – 150, соглашение подписали на ПМЭФ-2024) и завод по производству транспортных контейнеров открытого типа (инвестиции – 9,5 млрд рублей, количество рабочих мест – 400, срок реализации – 2026 год).
В 2026 году также завершится реализация второй очереди бизнес-парка «Гринвуд», а уже в сентябре в эксплуатацию будет введен выставочный зал.
С компанией China Chengtong Holdings Group прорабатывается вопрос о создании индустриального парка «Гринвуд», где будут размещаться производители технооборудования, медизделий, станков и бытовых товаров. Сейчас для этого ищут земельный участок и компании-резиденты.
В ТЛЦ «Белый Раст», реализуемый РЖД и ГК Liaoning Port Group, вложено 12 млрд рублей, в центре создадут еще 2 тысячи рабочих мест; строительство второго пускового комплекса завершится с 2026 году. В «Белом Расте» ежедневно принимают и отправляют по 7-10 поездов, время в пути занимает до 18 суток. Поезда перевозят одежду, продукты питания, запчасти, а с недавних пор еще и автомобили. В начале июля запустили новый маршрут «Арктический экспресс №1». После полноценного запуска второго пускового комплекса через «Белый Раст» будет проходить около 15% всех грузов из Китая.
ТЛЦ «Селятино» сотрудничает с одним из ведущих логистических центров Китая в Сиане, что сокращает транзитное время до 13 дней и позволяет вести торговлю с центральной частью Китая. На ПМЭФ-2024 подписали соглашение о реализации второй очереди (первую запустили в 2011 году). Объем инвестиций составит 6 млрд рублей, количество рабочих мест – 1,5 тысячи. В реализации проекта участвует также Казахстан. В 2024-2025 годах построят складской комплекс площадью 65 тысячи квадратных метров, контейнерные площадки, 3 км дополнительных ж/д путей, площадки для хранения 8 тысяч автомобилей.