Камчатский край в ожидании доклада губернатора Владимира Солодова: регион подведет итоги за пятилетие. Удалось ли перейти на «зеленую» экономику, как планировали власти Камчатки? Пока все же не совсем: продолжается золотодобыча на месторождениях, где глава региона планировал свернуть работы.
8 апреля губернатор Камчатки Владимир Солодов выступит перед депутатами законодательного собрания с отчетом о деятельности правительства края за 5 лет. Возможно, глава региона скажет и о перспективах, ведь Камчатка сейчас участвует в 12 из 19 национальных проектов России, причем на ближайшие три года Камчатский край получил 22 млрд рублей на решение задач в рамках этих нацпроектов. Они касаются развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы, среди них — «Туризм и гостеприимство», «Экологическое благополучие», «Эффективная и конкурентная экономика» и другие.
Стоит заметить, что еще в 2020 году развитию Камчатки по программе, которая была презентована по инициативе губернатора Камчатки, был придан экологический уклон. Причем программа была создана на основе предложений жителей края. И среди первоочередных задач указывалось сохранение уникальной камчатской природы и развитие экономики региона без ущерба экологии. Глава региона Владимир Солодов отмечал, что в планах — «зелёное» развитие полуострова и формирование экологического типа мышления.
Однако как эта концепция сочетается с развитием на Камчатке горнодобывающей промышленности, не совсем понятно. В крае идет золотодобыча. Много лет экологи боролись с этим производством, отмечая его вред для природы. Прислушиваясь к доводам специалистов, Владимир Солодов пришел к решению об ограничении деятельности золотодобывающих производств в регионе. Некоторые месторождения были закрыты, в отношении других было принято решение о завершении там работ после окончания срока лицензий золотодобытчиков. Но тем не менее одна из компаний, обещавших это сделать, видимо, передумала. Речь идет об АО «ТСГ Асача», работающем на одноименном месторождении. Губернатор Камчатки сам заявлял в прессе, что как только у компании завершится действие лицензии, она свернет работы и рекультивирует Асачинское месторождение. Но почему-то этого не было сделано. Компания продлила себе лицензию на работу на Асачинском месторождении до 2034 года.
«Основная особенность связана с тем, что особенно Асача находится в туристической зоне. И мы договорились, что не будем развивать проект на соседние месторождения, если доработают тот объект недропользования, который введен. После этого наступит рекультивация», - рассказал Владимир Солодов «Интерфаксу» еще в конце 2024 года.
Но в том же интервью глава Камчатки высказался и в сторону поддержки золотодобычи:
«Активно работают наши действующие проекты на месторождениях Аметистовое и Асачинское, которые показывают хорошую эффективность за счет продуктивности месторождений». Возможно, об успехах горнорудной отрасли губернатор региона расскажет и в своем отчете, но это несколько противоречит планам строить «зеленую» экономику на территории Камчатки.
«Да, рынок золота сейчас на историческом максимуме, на днях впервые в истории цена золота на бирже превысила $3050 за унцию. В то же время производство золота сейчас постепенно снижается, этот промысел сегодня в России становится не таким выгодным, очень затратны поиск и добыча металла. Думается, это не тот сектор экономики, на который Камчатке стоит делать ставку», — считает экономист, финансовый аналитик Михаил Быстрицкий. А вот на свою главную отрасль — рыбодобычу — региону стоит бросить усилия, уверен эксперт: «И тут как раз нужна поддержка краевого руководства, ведь в нынешнем 2025 году, как ожидается, Камчатка в путину сможет выловить чуть более 199 тысяч тонн красной рыбы. А это в два с половиной раза ниже показателей 2023 года. Почему на Камчатке становится меньше лосося? Нельзя исключить, что это последствия загрязнения рек отходами жизнедеятельности золотодобычи. Вот о чем сегодня стоит подумать местным властям».
До продления лицензии в прошлые годы «Асача» нарушала природоохранное законодательство, подпадала под судебные разбирательства. Возможно, и поэтому так обострено внимание общественности к ее внезапному продлению лицензии на деятельность. Еще несколько лет назад, на фоне грубейших нарушений золотодобытчиков на Камчатке, поднимался вопрос об ужесточении выдачи разрешения на добычу природных ископаемых. В 2020 году полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев всерьез обратил внимание на экологические проблемы Камчатки из-за работы золотодобывающих компаний. Тогда профильным ведомствам было поручено выработать механизм учета интересов регионов в процессе выдачи разрешения на разработку недр. С такой инициативой выступал тогда и глава Камчатки Владимир Солодов. Но пока, видимо, этот механизм так и не внедрен.
«Надо очень внимательно изучать деятельность золотодобывающих компаний, ущерб от деятельности которых может сказаться на развитии региона. Пока получается, что регион и его руководство — на примере Камчатского края — хочет делать свою территорию экологически чистой. А федеральные власти и ведомства принимают решения, как говорится, «не глядя». В итоге месторождение будет эксплуатироваться еще десятилетие», — отмечает эколог Алексей Николаев.
Даже при качественных современных технологиях, поясняет эксперт, вред при таких работах все равно наносится:
«Страдают недра и водные ресурсы, животный и растительный мир, вся экосистема. Думаю, без четкой позиции краевого руководства тут не обойтись. Если губернатор Солодов публично заявлял о намерениях свернуть здесь добычу золота — то почему же он безмолвствует сейчас? Возможно, руководству края надо объяснять теперь жителям региона сложившуюся ситуацию — и все же как-то менять положение дел, выносить проблему на обсуждение. Ведь Асачинское месторождение способно давать золото еще долгие годы, но что ценнее — драгоценный металл или здоровье природы и людей?».