Самолеты Лавочкина: «лакированные гробы» или «летающие крысы»?

Сегодня его именем названо научно-производственное объединение в Химках, а в годы Великой Отечественной войны на его самолетах солдаты Красной армии победно завершали войну. Семен Алексеевич Лавочкин – советский авиационный конструктор, который дважды удостаивался Сталинской премии за разработку истребителей для советской армии. Он родился 11 сентября 1900 года в Смоленске. Окончив школу и гимназию, вступил в ряды Красной армии, а оттуда был направлен для обучения в Московское высшее военное техническое училище. Но из-за финансовых сложностей Лавочкин смог закончить училище лишь в 1927 году. В 1929 году молодой специалист начал работать в конструкторском бюро французского инженера Ришара, занимавшемся разработкой бомбардировщиков. Именно здесь Лавочкин понял, что его будущее в авиации – это истребители-бомбардировщики. После того, как бюро Ришара распалось, Семен Алексеевич работал на разных заводах. Пока в 1939 году не попал на авиаконструкторский завод в Химках (Московская область), где под руководством Владимира Горубнова был создан первый советский самолет-истребитель современного типа ЛаГГ-3. Созданию этого истребителя предшествовала целая серия неудач советских авиаконструкторов. Группа конструкторов, в которой был Лавочкин, предложила заменить дорогие в производстве металлические корпусы самолетов на дельта-древесину. Так в СССР появился первый самолет с деревянной конструкцией. Отметим, что ЛагГГ-3 мог развивать скорость до 605 км/ч. Именно за ЛаГГ-3 его создатели – Лавочкин,  Горбунов и Гудков – получили Сталинские премии. В годы войны Семен Лавочкин возглавил опытное конструкторское бюро. На его базе инженеры занялись усовершенствованием уже поступившего на вооружение ЛаГГ-3. Дело в том, что при серийном производстве истребителя не всегда соблюдались нормы опытного образца, так, его вес вместо 3,29 тонны достигал 3,38 тонны, что значительно усложняло управляемость. В итоге, несмотря на свои преимущества, его стали называть «лакированным гарантированным гробом». В 1942 году на вооружение советской армии начали поступать истребители «Ла-5», созданные на базе ЛаГГ-3. Новые самолеты могли развивать скорость в 650 км/ч и во много превосходили существовавшие на тот момент немецкие самолеты. Немцы называли самолеты Ла-5 "летающими крысами" за высокую маневренность. Они объявляли охоту на них, создавали памятки, как вести себя в бою с Ла-5, а Лавочкин получил за них вторую звезду Героя Социалистического труда. Следующий истребитель Лавочкина «Ла-7» мог разгоняться уже до 680 км/ч, а на самолет «Ла-7Р» был установлен ракетно- жидкостный ускоритель, позволявший развивать скорость до 720 км/ч. Скорость и маневренность были основными в воздушных боях с немецкими истребителями. Поэтому множество советских летчиков прошли войну на самолетах Лавочкина – «Ла-5» и «Ла-7», которые стали основными машинами советской истребительной авиации в заключительные годы войны. Так, из 54 тысяч истребителей, произведенных в годы ВОВ, около 21 тысячи имели индекс «Ла». После войны Семен Алексеевич решает полностью посвятить себя реактивным истребителям. Так, в 1947 году он создает первый советский реактивный истребитель со стреловидным крылом – «Ла-15». В эти годы Лавочкин первым в СССР создает самолеты, способные летать со скоростью звука. В 1954 году его последним проектом, который он не успел завершить, стала межконтинентальная сверхзвуковая крылатая ракета «Буря», которая предназначалась для транспортировки ядерного заряда на большие расстояния. Ракета была испытана уже после смерти Лавочкина в 1960 году за 30 лет до запуска знаменитого американского «Шаттла». В последние годы жизни он также занимался разработкой ракетной системы «Даль». Коллеги Семена Алексеевича вспоминали, что работа над системой шла тяжело: ее испытания заканчивались неудачами, за что партийное руководство объявило Лавочкину выговор. Переживания подорвали здоровье знаменитого конструктора, но, несмотря на это, в июне 1960 года он отправился в казахстанскую степь на полигон Сары-Шаган. В этот раз испытания ракетной системы прошли успешно, но сердце Семена Алексеевича не выдержало палящего зноя степи и в ночь с 9 на 10 июня он умер на территории полигона от острой сердечной недостаточности. Фото: из открытых источников
Реклама