Творцы победы15.04.2015 - 08:06

Борис Ефимов. Сатира как оружие

  Борис Ефимов – выдающийся художник, стоявший у истоков советской политической карикатуры. Борис Ефимович Фридлянд родился 28 сентября 1900 года в Киеве в семье ремесленника-обувщика Ефима Моисеевича Фридлянда, в честь которого впоследствии взял псевдоним. Рисованием Борис увлекся в пять лет, изображая окружающую природу, а также персонажей, рожденных фантазией или почерпнутых из рассказов старшего брата, – в будущем известного публициста Михаила Кольцова. Позднее обнаружилась его способность переносить на бумагу забавные особенности внешности, характера и поведения людей. В начале нового столетия семья Фридляндов перебралась в Белосток, где будущий художник поступил в местное реальное училище. Там учился и его старший брат. В эти годы братья вместе издавали рукописный журнал. Михаил был редактором, Борис создавал иллюстрации. Первая мировая война застала семью Фридляндов в Белостоке. После того как город покинули русские войска, уехали из него и многие мирные жители. Семья Фридляндов разделилась – родители вернулись в Киев, Михаил перебрался в Петроград, Борис – в Харьков. Впервые рисунок Бориса Ефимова на страницах прессы был опубликован в 1916 году. В журнале «Солнце России» разместили его шарж на председателя Госдумы Родзянко. В 1917 году Борис Ефимов вернулся в Киев. Стал студентом Киевского института народного хозяйства, после года учебы в котором перевелся на юридический факультет Киевского университета. В 1918 году в журнале «Зритель», издававшемся в Киеве, была опубликована серия шаржей Ефимова. В частности, он нарисовал шаржи на поэтов Блока и Вознесенского. В это же время художник создает серию карикатур «Завоеватели», являющую собой своеобразный графический отчет о событиях новейшей истории города. Ефимов поддержал установление в Киеве советской власти и занял пост секретаря редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины. Весной 1919 года художник по просьбе брата, приехавшего в Киев, рисует карикатуру для газеты «Красная Армия». Затем был еще ряд работ для этого издания, сопровожденных подписью, впоследствии ставшей всемирно известной, – «Бор. Ефимов». В Советской Украине Ефимов сотрудничал с несколькими изданиями, возглавлял отдел изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе, руководил художественно-плакатным отделом киевского отделения УкрРОСТА. В 1922 году Борис Ефимов перебрался в Москву и стал самым молодым сотрудником газеты «Известия». Молодой художник сосредоточил усилия на политической сатире. Его карикатуры публиковались и в других московских изданиях, в том числе в главной партийной газете «Правда». В 1920-1930-е годы Борис Ефимов рисовал карикатуры на многих западных политиков. Увидели свет альбомы карикатур «Лицо врага», «Карикатура  на службе обороны СССР», «Выход будет найден», «Политические карикатуры», «Фашизм – враг народов» и другие. Во всем блеске мастерство художника проявилось в годы Великой Отечественной войны. На шестой день войны Ефимов начал работать над созданием «Окон ТАСС». Плакаты рисовались очень быстро, сразу после получения фронтовых сводок и последних международных сообщений. Так же быстро они уходили в тираж. Над «Окнами ТАСС» Ефимов работал вместе с великолепными художниками – Михаилом Черемных, Виктором Дени, Дмитрием Моором, Кукрыниксами. Также принимали активное участие в создании плакатов известные советские литераторы – Демьян Бедный, Ольга Берггольц, Самуил Маршак. На плакат размером полтора метра на метр уходило тридцать минут. После сообщений от ТАСС, приходивших утром, художники делали наброски, трафарет, и через полчаса плакаты были готовы. Их расклеивали на улицах Москвы, затем доставляли в другие города. Наиболее удачные выпускались в виде листовок, на немецком языке. Их разбрасывали над вражескими окопами. «Окна ТАСС» выходили даже в блокадном Ленинграде. Гитлер объявил своими личными врагами художников, работавших над их созданием. Печатались и «Окна ТАСС» карманного размера – для нужд партизанского движения. К такому формату пришли, прочитав письмо от партизана, отметившего, что большие плакаты в его деле использовать неудобно. В военное время Ефимов продолжал сотрудничать с ведущими изданиями. Нередко в поисках сюжетов для карикатур художник отправлялся на фронт. Его рисунки публиковались во многих фронтовых, армейских, дивизионных газетах. То, насколько важной была работа Ефимова и его товарищей-художников для поднятия боевого духа советских граждан, показывают многочисленные отклики бойцов с передовой. Вот один из них: «С Новым годом, дорогой т. Ефимов! Группа фронтовиков Н-ской части шлет вам привет и поздравляет с Новым годом. Желаем успехов в вашей плодотворной и большой работе. Трудно передать, с каким нетерпением ждем каждой вашей карикатуры на тех, кто скоро падет под нашими ударами. Недалек тот день, когда мы на немецкой елке будем видеть повешенными главарей гитлеровской Германии. С приветом и добрыми пожеланиями фронтовики Леонтьев, Евсеев, Тлешов и др.» Карикатуры Ефимова получили признание и за рубежом. В странах-союзниках его рисунки размещали на страницах популярных газет. Также обсуждали работы художника по радио. Особой популярностью у зарубежной публики пользовался сборник карикатур Ефимова «Гитлер и его свора». Британский карикатурист Дэвид Лоу, с которым советский художник был знаком лично, так отзывался о его работах: "Карикатуры Ефимова, собранные в альбоме, обнаруживают черту, на которую следует обратить особое внимание: их фантазия и творческий метод не представляют никаких трудностей для британского восприятия. По-видимому, русское чувство юмора очень близко к британскому...  Русские любят смех, и к тому же смех, понятный нам, британцам. Возможно, что сборник Ефимова ускорит это открытие, которое, в конце концов, будет иметь более глубокое влияние на взаимопонимание британского и русского народов, чем целый воз дипломатических нот". Альбом «Гитлер и его свора» был выпущен в 1943 году. Ефимов видел вождя Третьего рейха только один раз, в 1933 году, будучи в Берлине, через который он возвращался из Парижа в Москву. Он заметил Гитлера у президентского дворца, когда тот вышел из здания и торопливо проследовал к своему авто. За окружением Гитлера художнику представилась возможность вдоволь понаблюдать на Нюрнбергском процессе. «Во время одного из небольших перерывов, когда подсудимых не выводят из зала, случалось подойти к самому барьеру и, стоя в полутора метрах от Геринга (можно рукой достать...), сосредоточенно на него уставиться. Так в террариуме зоопарка вы близко и пристально изучаете шевелящего своими отвратительными кольцами жирного удава, которого, кстати, очень напоминал Геринг своими холодными, злыми глазками пресмыкающегося, лягушачьим ртом, скользящими движениями тяжелого туловища», - вспоминал Ефимов. Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией». В послевоенное время художник работал в разных жанрах. В 1948 году он выпустил сборник карикатур «Мистер Доллар». В 1950 году – альбом рисунков «За прочный мир, против поджигателей войны». В 1954 году Ефимова избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1957 г. - членом правления Союза художников СССР. В 1967 году ему было присвоено звание «Народный художник СССР». С 1965 года и в течение почти трех десятилетий Борис Ефимов был главным редактором Творческо-производственного объединения «Агитплакат» при Союзе художников СССР. За многие годы творческой деятельности он создал десятки тысяч карикатур, шаржей, юмористических рисунков, иллюстраций, агитационных плакатов. Также он является автором ряда книг автобиографического характера, очерков, рассказов, исследований по истории и теории искусства карикатуры. Среди них -  "Основы понимания карикатуры", "Ровесник века. Мемуары","10 десятилетий. О том, что было, видел и запомнил", "Рассказы о карикатуристах и иллюстраторах", "Студентам и школьникам о карикатуре и иллюстраторах", "Повести старого жителя Москвы", "Мой век". Борис Ефимович Ефимов – Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственной премии СССР, награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции. Скончался Борис Ефимов 1 октября 2008 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Фото: из открытых источников
Реклама