Творцы победы13.03.2015 - 08:36

Фронтовые записки писателя Евгения Петрова

Известный советский писатель, соавтор «12 стульев» и «Золотого теленка», Евгений Петров с приходом войны в 1941 году стал военным корреспондентом в Совинформбюро.

Под Малоярославцем писателя контузило взрывом. Это сильно сказалось на здоровье Петрова — разговаривать стал намного хуже, прикладывая немалые усилия к этому. После того, как здоровье улучшилось, он сразу принялся описывать бои за этот населенный пункт. Военкор Петров не щадил себя в работе, у него было не очень здоровое сердце, но однажды он вместе с отрядом преодолел пешком большое расстояние.

Вот отрывок из статьи 1941 года под названием «На Западном фронте в сентябре»: «Впервые немцы были не только остановлены, но и отогнаны. Красная Армия продолжает оказывать сильнейшее давление на их позиции, прорывая все новые оборонительные линии, захватывая новые деревни и городки, орудия, пулеметы, пленных. Вчера на том участке, где я нахожусь, немцы переходили в контратаки шесть раз, стремясь во что бы то ни стало вернуть потерянные территории, но были не только отбиты, но отброшены еще дальше».

Евгений Петров был отважным корреспондентом, во время частных опасностей, когда ему советовали укрыться, писатель отвечал: «А для чего же мы шли? Мы же для этого и шли».

Семьи многих известных деятелей культуры находились в эвакуации. Родные Петрова были эвакуированы в Ташкент. Его письма к жене были наполнены очень сильными эмоциями: «Я знаю, вам пока трудно. Мое сердце разрывается на куски, когда я думаю о тебе, Петеньке или бедном больном Ильюшеньке. С тех пор, как я получил твою первую телеграмму, моя и без того нелегкая жизнь превратилась в ад. Что мне делать? Как помочь вам?».

В 1942 году писатель услышал о героической стойкости защитников Севастополя. Евгений Петров загорелся желанием попасть в осажденный город. После прибывания на Северном фронте у него оставалось еще много материала для написания статей, но отважное сердце журналиста стремилось снова в бой, его захватила идея написать о героических севастопольцах. Никто не смог отговорить Петрова от этого.

Соавтор «12 стульев» на борту эсминца «Ташкент» отправился из Новороссийска в Севастополь 26 июня 1942 года. Корабль был под завязку забит боеприпасами и продовольствием, а также солдатами. Благодаря прорывам советского эсминца в осажденный город спаслось много людей, вывезенных в безопасное место.

Евгений Петров наблюдал страшную и величественную картину генерального штурма осажденного Севастополя. Ему пришлось временно оставить свое основное занятие и превратиться в санитара. От общения с ранеными он узнал очень много о городе.

Про битву за город корреспондент написал следующее: «Сила и густота огня, который обрушивает на город неприятель, превосходит все, что знала до сих пор военная история. Территория, обороняемая нашими моряками и пехотинцами, невелика. Здесь нет тыла, здесь есть только фронт. Ежедневно немецкая авиация сбрасывает на эту территорию огромное количество бомб, и каждый день неприятельская пехота идет в атаку в надежде, что все впереди снесено авиацией и артиллерией, что не будет больше сопротивления и каждый день желтая, скалистая севастопольская земля снова и снова оживает и атакующих немцев встречает ответный огонь».

В своих записках Евгений Петров говорит, что города почти нет. По его словам, из пучины истории снова появился город воинской славы Севастополь, за который боролись адмирал Нахимов и Корнилов. Писатель отмечал, что жемчужина Крыма стала городом моряков и красноармейцев, среди них трудно кого-то выделить, потому что все переносили тяготы стойко, а воевали геройски до последней капли крови, неоднократно совершая подвиги.

Корабль «Ташкент» взял к себе около 2 тысяч человек и фрагменты панорамы Рубо «Оборона Севастополя». Ночью 27 июня эсминец отбыл из города, направившись в Новороссийск.

Петров писал рассказывал, что экипаж знал на что идет и чем все может обернуться, многие считали дело безнадежным и не строили иллюзий. Целью эсминца был прорыв блокады Севастополя, в котором он должен был выгрузить снаряды и патроны, а также взять на борт женщин, детей и раненых. Вернуться целым в Новороссийск, снова пройдя блокаду нацистов, было самоубийственным делом. Миссия более чем трудная в сложившихся обстоятельствах.

Возвращался в Новороссийск корабль под постоянными ударами бомб, которые обрушивали гитлеровские эскадрильи. Всего на судно сбросили 336 бомб. Эсминцу удавалось уклоняться от прямых попаданий, но взрывы раздавались совсем рядом. В итоге был поврежден корпус и образовались пробоины, повредились котлы и механизмы. Корабль сильно погрузился в воду и полузатопленный шел медленно на базу.

Капитан предложил Евгению Петрову перейти с аварийного судна на торпедный катер, но писатель отказался. Он присутствовал, когда командующие фронтом благодарили моряков «Ташкента».

2 июля 1942 года писатель и военные корреспондент Евгений Петров летел на самолете в столицу Советского Союза. Пилоту пришлось уходить от бомбардировки вражеских истребителей. Снизив высоту, он врезался в курган. Так оборвалась жизнь известного литератора Петрова. Тело его захоронили на месте трагедии — в Ростовской области в селе Маньково.

Фото: коллаж RuNews24.ru

Реклама