«Святой доктор» Федор Гааз: Спешите делать добро

Федор Гааз - русский врач немецкого происхождения, который прославился в народе как «святой доктор». Попав в Россию из родной Германии практически случайно, Гааз на всю жизнь породнился с ней, став примером милосердия, мужества и совести для всех русских людей. Этого человека, который своей целью сделал служение отверженным, еще при жизни люди называли «святым доктором». Федор Гааз жил в то время, когда в русских тюрьмах одновременно с уголовными преступниками содержались и те, кто совершил мелкие административные нарушения, оказавшиеся без паспортов, женщины, мужчины и дети. Колодников неделями держали в железных рогатках или приковывали за шею или так, что нельзя было ни сесть, ни лечь. Гааз был главным врачом московских тюрем и членом Московского тюремного комитета. Всего себя он посвятил облегчению участи ссыльных и заключенных. Он добился освобождения от кандалов больных и стариков, упразднил в Москве железный прут, к которому приковывали по 12 ссыльных, которые следовали в Сибирь. Также Гаазу удалось добиться отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты школа для детей арестантов и тюремная больница. Врач боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, принимал бедных больных и бесплатно снабжал их лекарствами. В честь знаменитого медика назвали Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Федора Петровича Гааза». Федор Гааз (настоящее имя Фридрих Йозеф Гааз) родился в Германии в 1780 году в многодетной семье. Его дед был доктором медицины, отец - аптекарем. Воспитанник католической церковной школы прослушал курс математики и философии в Йене, после чего изучал медицину в Венском университете. Он избрал профессию офтальмолога. Перспективный, 22-летний врач оказался в Москве по приглашению русского вельможи Репнина, чью супругу он вылечил от глазной болезни. Вначале карьеры Гааз лечил людей богатых, что позволило ему быстро достичь материального благополучия - купить имение в подмосковных Тишках, прекрасный дом в Москве и открыть суконную фабрику. Но уже тогда обрусевший немец бесплатно принимал и бедных больных в богоугодных заведениях и приютах. С 1806 года Гааз был врачом на русской службе. В 1807 году императрица Мария Федоровна назначила его главным доктором в Павловской больнице. В 1809 и 1810 годах путешествовал по Кавказу, где изучал минеральные источники, открыл источники Железноводска, первым сообщил об источниках в Ессентуки. Гааз не только лечил людей, он был ученым. После путешествия на Кавказ он исследовал действие открытых минеральных источников и составил рекомендации для их использования в медицине, так возникла курортология. Гаазу присвоили чин надворного советника и вручили Орден Владимира четвертой степени. С 1812 года он попал на войну с Наполеоном в действующую Русскую армию, дошел с ней до Парижа. В 1820 году московский генерал-губернатор Дмитрий Голицын назначил его главным московским врачом. Честный Гааз на государственной службе быстро нажил себе врагов. На него писали доносы и жалобы те, кому он изрядно досаждал «придирчивым педантизмом». Гааз требовал многого по тем меркам: чтобы в больницах еженедельно менялось постельное белье, ежедневно мылись полы, чтобы врачи следили за приготовлением качественной пищи, не допуская обкрадывания больных и злоупотреблений. При этом он мог отдать свое жалование уволенному, считая, что это было сделано несправедливо, и человек нуждался в деньгах больше, чем он сам, поскольку у него трое детей. Для чиновников, которые заведовали больницами, это считалось непостижимым и они открыто возмущались необходимостью подчиняться «сумасшедшему немцу». Гааза называли неспокойным и неуживчивым человеком. Своей семьи ученый не имел, но у него был воспитанник, сирота Лейб Норман, которого призвали в военное поселение из Литвы. Маленький еврей по дороге заболел, попал в полицию, откуда его вытащил и выучил доктор Федор Гааз. Впоследствии Норман стал успешным врачом в Рязани. К 50 годам Гааз был богатым и благополучным, одевался по старинной европейской моде: носил белое жабо с манжетами, черный фрак, башмаки с пряжками, пудрил волосы, собирая их в пучок и перевязывая черным бантом. Достиг положения в обществе, вел переписку с европейскими философами. Его биографы считают, что на шестом десятке в душе известного доктора что-то произошло, и его жизнь сильно изменилась. К 1824 году медик был назначен главным врачом московских тюрем и вошел в число членов комитета попечительства о местах лишения свободы. Гааз столкнулся со страшным миром пересылок и тюрем, испытал серьезнейшее потрясение и навсегда перестал жить для своего блага. Всю свою последующую жизнь Гааз посвятил облегчению страданий униженных и отвергнутых членов общества. Гааз был христианином, католиком, для которого нормой жизни было Евангелие. Он писал своему приемному сыну: «Счастье - не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать счастливыми других. Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая советом и делом». На новом поприще ему удалось ввести легкие кандалы. До этого арестантов отправляли на каторгу, приковывая к железному пруту без различия возраста, пола и состояния здоровья. На одном таком пруте несколько месяцев должны были идти рядом старики и девушки, закоренелые убийцы и те, кто просто потерял паспорт. Будучи прикованными, они спали, ели, справляли нужду… Замки, которыми арестованные прикреплялись к пруту, замыкались опечатанным ключом, который всю дорогу хранился в сумке сопровождающего. И до прихода на следующий этап ни при каких обстоятельствах их нельзя было отомкнуть… Гааз на свои средства организовал кузницы для перековки в легкие кандалы и однажды сам закованным прошел с людьми длинный этап, чтобы убедиться в правильности расчетов и облегчения участи несчастных. Почти полностью за свои деньги Гааз перестроил Бутырскую тюрьму. В камерах впервые был поставлен умывальник, сделаны окна, можно было спать на нарах, а не на полу. Он открыл больницу для бродяг, бездомных, бывших тюремных узников, собирал средства для выкупа крепостных детей, чтобы те имели возможность отправляться в ссылки со своими родителями. Пожертвований неравнодушных не хватало, казенных денег тоже. Гааз тратил собственные средства - так исчезли его дом в Москве, карета с белыми рысаками, фабрика, усадьба… Примечательно, что Гааз не ставил перед собой революционных задач - не призывал ликвидировать крепостничество и самодержавие. Он только выполнял заповеди Христовы, ставил перед собой конкретную цель и не отступал, пока не осуществлял ее. Гааз был требователен к себе и персоналу его больницы, практиковал штрафы за грубость, нетрезвость, небрежность и т.п., а собранные средства обращал в пользу больных. Гааз любил людей. Мог при всех поцеловать в губы холерного больного, чтобы доказать невозможность передачи заболевания таким способом, и самозабвенно ухаживал за пациентами. Однажды в нему привезли крестьянскую девочку, которая умирала от волчанки. Язва на лице ребенка была такой зловонной, что даже ее мать с трудом приближалась к дочери. Гааз же ежедневно подолгу сидел у постели девочки, читал ей сказки и не отходил, пока она не умерла. Федор Гааз составил и издал небольшую книгу «Азбука христианского благонравия. Об оставлении бранных и укоризненных слов и вообще неприличных на счет ближнего, или о начатках любви» и дарил ее закованным в цепи арестантам, отправляющимся этапом в Сибирь. Холодным зимним вечером Гааз отправился проведать пациента. Была метель и прохожих не было. Внезапно на него напали трое бродяг, которые потребовали отдать им шубу. Врач рассказал, что идет к больному и попросил снять с него верхнюю одежду у ворот дома больного. Один из разбойников узнал врача, попросил у него прощения и проводил известного медика к месту назначения. Девизом доктора Гааза было выражение: «Спешите делать добро». Федор Гааз умер в 1853 году в бедности, раздав все имущество нуждающимся. Выдающегося русского ученого хоронили за счет полиции. На похороны Федора Гааза на Введенском кладбище пришли более 20 тысяч человек от общего количества жителей Москвы, которое на то время составляло 170 тысяч человек. На его могиле, обрамленной арестантскими кандалами, высечены строки из Евангелия: «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими: истинно говорю вам, он, препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». Фото: из открытых источников
Реклама