Интервью28.11.2018 - 10:00

Вадим Чеченко: Работа над увеличением доходов региона ведется не от случая к случаю, это постоянный процесс

Расходы бюджета Омской области в 2019 году превысят отметку в 89 млрд рублей. О том, как формировалась региональная казна, – в интервью с министром финансов Омской области Вадимом Чеченко.

Вадим Александрович, как строилась работа по формированию бюджета Омской области на 2019 год и плановый период?

Планирование бюджета на 2019 год происходило в схожем режиме, что и на 2018 год. Во-первых, мы были ограничены условиями программы реструктуризации бюджетных кредитов. Эта программа возлагает на нас долгосрочные обязательства по сокращению долговой нагрузки. Чтобы эти требования выполнить, мы сформировали проект бюджета с профицитом. Во-вторых, по налоговым и неналоговым доходам у нас спрогнозирована нулевая динамика. В-третьих, повлияли сроки распределения федеральной поддержки: бюджет пришлось составлять без учета части дотаций и субсидий на нацпроекты. Но многое в результате зависело от того, как региональное правительство выстроит диалог с федеральными органами власти. Губернатор Омской области Александр Бурков поставил серьезные задачи по привлечению ресурсов, все министры областного правительства взаимодействовали со своими федеральными отраслевыми коллегами, чтобы обосновать потребность региона в получении финансирования на те или иные мероприятия. Отмечу, речь не шла о том, чтобы настырно обивать пороги федеральных чиновников – этот формат сегодня не работает. Нужно аргументировать позицию, предоставлять обоснованные расчеты, обеспечивать региональную долю софинансирования по федеральным субсидиям. Это тщательная, продуманная, продолжительная работа, и она выстроена сегодня, я считаю, на достойном уровне.

14 ноября поправками ко второму чтению федерального бюджета Омской области дополнительно распределено 12 миллиардов рублей. На какие цели?

Да, порядка 12 млрд рублей, в том числе дотация на сбалансированность в размере 6,2 млрд рублей, и 5,7 млрд рублей – это целевая поддержка, субсидии и иные межбюджетные трансферты на реализацию национальных проектов. При этом по дотации на сбалансированность мы получили максимальный объем среди всех регионов. А по целевой поддержке с учетом того объема, который на будущий год Омской области был распределен ранее, мы вышли на уровень 9 млрд рублей. Это практически в два раза превышает уровень текущего года. В результате в общей сложности объем безвозмездных поступлений в областном бюджете на 2019 год превысит уровень 2018 года на 3,3 млрд рублей.

Ранее вы говорили о том, что методика распределения дотации на сбалансированность изменилась на федеральном уровне. Эти изменения в чем заключаются?

При распределении этой дотации на 2018 год методика учитывала, скажем так, огрехи распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Ведь как бы не стремился федеральный центр выровнять бюджетную обеспеченность, достичь идеального результата, когда все дотационные регионы окажутся в одинаковых условиях, очень сложно. И в 2018 году эта методика нам сыграла на руку – регион получил максимальную сумму в 8,6 млрд рублей. Но на 2019 год подход был изменен, и при распределении дотации должен был учитываться по сути один основной фактор – необходимость компенсировать регионам увеличение расходов на заработную плату работников бюджетной сферы. Исходя из этого, Омская область могла получить лишь не более 2 млрд рублей.

При этом объективную потребность региона в нецелевой поддержке мы оценивали в сумму, сопоставимую с уровнем прошлого года. К счастью, Федерация готова сегодня обсуждать с регионами варианты развития межбюджетных отношений, и у Омской области была возможность представить обоснованные возражения и свои предложения по корректировке подходов. Позицию региона сформулировал губернатор Александр Бурков, по этому вопросу он выступал на совещаниях в Правительстве РФ. Аргументы, приведенные Омской областью и другими регионами, оказавшимися в схожих условиях, были услышаны. Омская область получила достойную сумму, системная работа дала свой результат.  

Тем не менее, снижение общего объема нецелевой поддержки, полученной регионом на 2019 год, в сравнении с 2018 годом есть, хоть и незначительное.

Да, снижение сейчас составляет порядка 10%. Но еще не вечер. Мы будем претендовать на дополнительное распределение, в том числе на те дотации, которые регионы получают за рост налогового потенциала. Минфин РФ планирует рассматривать варианты корректировки методики распределения этой дотации, при этом и предложения регионов, думаю, будут изучены. Мы рассчитываем направить свои предложения по данному вопросу, полагаем, что есть возможность методику изменить так, чтобы она реальную работу субъекта РФ по развитию налогового потенциала учитывала более качественно.

Помимо нецелевой поддержки, регион получил свыше 5,7 млрд рублей на реализацию национальных проектов. Софинансирование со стороны Омской области в каком объеме предполагается?

Установленная Федерацией минимальная доля софинансирования по национальным проектам составила для Омской области 2%, это достаточно комфортный уровень. Но не исключено, что нам придется по отдельным мероприятиям для достижения целевых индикаторов предусматривать дополнительное финансирование, плюс по ряду направлений прорабатываем вопросы по подготовке проектно-сметной документации на объекты. Кроме того, не надо забывать, что даже на 2019 год еще не по всем нацпроектам ресурсы распределены полностью, и Омская область на эти средства также претендует. Другими словами, затраты региональному бюджету предстоят, а конкретный объем как раз сейчас прорабатываем. И федеральные трансферты на нацпроекты, и региональное софинансирование будут в бюджете предусмотрены в феврале, в режиме первых изменений. Но подчеркну: законодательство позволяет нашим главным распорядителям к работе со средствами, распределенными на нацпроекты, приступить уже в начале января, так что здесь проблем не возникнет.

Большой объем привлеченных ресурсов позволит сформировать некую «кубышку» или фонд благосостояния региона?

Нет, «кубышек», конечно, никаких не будет. Средства должны работать, и они будут без промедления направляться на реализацию тех задач, которые стоят перед региональным правительством.Если речь о целевой поддержке, то это мероприятия в рамках нацпроектов в сфере здравоохранения, демографии, дорожного строительства, в сфере образования, культуры, экологии, жилья и городской среды. Если речь об использовании средств нецелевой поддержки, то они будут направлены не только на увеличение фонда оплаты труда бюджетников, но и на дофинансирование до требуемого уровня целого ряда расходных статей по ключевым направлениям, а также на разработку проектно-сметной документации для привлечения дополнительных федеральных ресурсов на строительство важных для Омской области объектов в сфере образования и здравоохранения.

То есть еще ожидаете каких-то поступлений из Федерации в бюджет следующего года?

Разумеется. И привлекать федеральные средства планируем, и свои возможности наращивать будем. Это не та работа, которая ведется раз в год или от случая к случаю, это постоянный процесс. Сколько бы мы не получили сегодня, все равно работали бы над тем, чтобы увеличивать доходы, потому что цели очень серьезные ставятся и федеральным центром, и губернатором Омской области. Нерешенных проблем хватает.

Сейчас бюджет Омской области сформирован с профицитом, в ходе исполнения он сохранится?

Да, профицит предусмотрен в размере 500 млн рублей, а сохранится ли он до конца года – будущее покажет. Профицит мы обязаны были предусмотреть, так как должны сократить общую долговую нагрузку до 75% к концу 2019 года. Сможем ли мы обойтись без профицита и направить эти 500 млн рублей не на погашение госдолга, а на исполнение, к примеру, социальных обязательств региона, пока не могу сказать. Это будет зависеть от того, какими темпами станут расти наши налоговые и неналоговые доходы. Могу сказать точно одно: в любом случае в значительном объеме дефицит бюджета в качестве источника финансирования расходных обязательств использоваться не будет. Та долговая политика, которой мы придерживаемся с 2015 года, дает свои результаты, и отклоняться от нее мы не намерены. Основной принцип, который позволил стабилизировать региональный бюджет и рост госдолга фактически остановить, прост: нужно жить по средствам. В итоге в 2017 году мы добились минимального дефицита за последние семь лет. На 2018 год плановый дефицит сформирован в объеме 1,1 млрд рублей, по факту же он сложится примерно наполовину меньше.  

В 2019 году в области будет рекордный по расходам бюджет на уровне свыше 89 млрд рублей. Если не ошибаюсь, таких цифр не было даже в самые сытые и спокойные годы?

Действительно, бюджет региона год от года идет по нарастающей, и в 2019 году он точно будет больше, чем в текущем. Более того, консолидированный бюджет региона в этом году впервые перевалил за отметку в 100 млрд рублей. Это значительная цифра, но вместе с тем мы понимаем, что поводов испытывать излишний оптимизм нет. Да, сегодня мы достаточно много выжимаем из того, что может предложить федерация, динамика по безвозмездным поступлениям положительная. На публичных слушаниях на прошлой неделе прозвучало: бюджет региона на 2019 год – это бюджет новых возможностей. Это действительно так, рекордные объемы федеральной поддержки позволяют определенные надежды на предстоящий год возлагать. Но вместе с тем и цели ставятся более серьезные, и ответственность выше, да и многих других задач, на решение которых федеральная поддержка пока не выделяется, никто не отменял. Поэтому главой региона поставлена задача консолидировать усилия на наращивании собственной налогооблагаемой базы и поиске дополнительных доходных источников.

Ну и, кстати, по прогнозу федерального правительства к 2020 году в стране ожидается экономический рост.

Думаю, все мы без исключения заинтересованы в том, чтобы этот рост, наконец, состоялся.

 

Фото: Министерство финансов Омской области

Реклама