На XII Международном форуме технологического развития «Технопром-2025» Новосибирская область представила успешный опыт Передовых инженерных школ (ПИШ). Тиражировать его в другие регионы рекомендовали эксперты форума по итогам панельной дискуссии «Роль Передовых инженерных школ в кадровом обеспечении технологического лидерства», сообщили в Правительстве Новосибирской области.
Как отметил министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев, ПИШ на базе НГУ по итогам 2024 года вошла в десятку лучших в России. Таких результатов удалось добиться благодаря мультидисциплинарности Новосибирского научного центра и тесному взаимодействию с высокотехнологичным бизнесом.
«Задача ПИШ – не только готовить кадры, но и создавать новые технологии и продукты. Цель проекта – к 2030 году создать не менее 10 технологических платформ с доходом каждой более 500 млн рублей», — подчеркнул Вадим Васильев.
Модель новосибирского центра Передовых инженерных школ высоко оценили представители Минобрнауки России и Фонда Национальной технологической инициативы.
Уникальность модели ПИШ НГУ состоит в переходе монодисциплинарной подготовки к формированию междисциплинарных технологических платформ в продуктовой логике. В Новосибирской области созданы шесть центров компетенций («Аэрокосмическое приборостроение», «Биотехнологии и медицина», «Нефтегазовый инжиниринг» и др.). Они решают конкретные задачи индустриальных партнеров и создают новые продукты.
Например, таким образом был разработан бортовой радиотехнический комплекс для многоспутниковой группировки «Марафон». НГУ начал серийное производство малых космических аппаратов. Также создана уникальная испытательная лаборатория для оптоволоконных датчиков, продолжается разработка виброакустических диагностических систем.
В рамках проекта открыты новые лаборатории в сфере биотехнологий, создается реагентная база для персонализированной медицины.
По итогам панельной дискуссии эксперты рекомендовали опыт Новосибирской области для тиражирования в других регионов, назвав его успешным примеров интеграции науки, образования и запросов высокотехнологичной промышленности как ответ на вызовы дефицита инженерных кадров.