Начальник отдела СУ СК России Денис Илларионов проанализировал статистику коррупционных преступлений и предложил ужесточить критерии особо крупной взятки

В Новосибирской области за девять месяцев 2025 года было возбуждено 208 уголовных дел о коррупции. Начальник второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по региону, подполковник юстиции Денис Илларионов, рассказал о приоритетах ведомства, эволюции форм взяток и трудностях возмещения ущерба.

Фото: Коллаж RuNews24.ru

Основной задачей отдела является противодействие взяточничеству, особенно в тяжких проявлениях: получение взяток в крупном и особо крупном размерах. Особое внимание уделяется преступлениям, совершённым лицами с особым правовым статусом — чиновниками, правоохранителями, депутатами, адвокатами и судьями, а также правонарушениям, совершённым в составе организованных групп.

Среди приоритетных направлений также числятся преступления в сферах реализации нацпроектов и выполнения государственного оборонного заказа.

По данным отдела, за последние три года число коррупционных преступлений в регионе остаётся примерно на одном уровне. При этом 208 уголовных дел, возбуждённых за девять месяцев 2025 года, на 13% превышают показатель за аналогичный период прошлого года.

Около 40% всех коррупционных преступлений приходится на правоприменительную и правоохранительную сферы. В общей структуре коррупции порядка 50% занимают взятки (получение, дача и посредничество). На втором месте — мошенничество и растрата, а на третьем — превышение должностных полномочий.

По словам Илларионова, большинство обвиняемых являются системными коррупционерами, которые совершают преступления осознанно, руководствуясь личной корыстной заинтересованностью. Как только человек получает незаконный доход, его аппетиты кратно растут. Илларионов отметил, что не было ни одного человека, который отдал бы полученные деньги, например, в детский дом. Случайные коррупционеры, совершившие проступок из-за тяжёлой жизненной ситуации, составляют примерно 1–2%.

Суммы взяток варьируются от мелких (до 10 тысяч рублей) до десятков миллионов и больше. В 2025 году самая крупная взятка составила 200 миллионов рублей, а средняя сумма — около 2 миллионов рублей.

Основной формой взятки остаются деньги. Однако в практике встречаются и нестандартные формы:

  • Иномарка стоимостью 4 миллиона рублей.

  • Набор для верховой езды за 500 тысяч рублей для супруги коррупционера. 

  • Складная лестница за 11 тысяч рублей. 

Следователь подчеркнул, что в его практике количество людей, готовых добровольно возместить ущерб, стремится к нулю. Арест имущества является приоритетной обеспечительной мерой. Например, по одному из дел о мошенничестве с хищением 150 миллионов рублей в рамках нацпроекта, был наложен арест на имущество на сумму более 180 миллионов рублей. За девять месяцев 2025 года ущерб от коррупционных преступлений составил 240 миллионов рублей.

Илларионов считает, что необходимо доработать вопрос усиления сроков уголовной ответственности за взяточничество. Он указал, что действующие критерии крупного и особо крупного размера взятки (от 15 летней давности) не актуальны для сегодняшних реалий, когда суммы достигают десятков миллионов рублей. Также он отметил, что условные сроки за мошенничество или растрату в особо крупном размере не соразмерны общественной опасности преступлений, сообщает РБК.

Ранее 
Новосибирцев осудили за мошенничество с продажей несуществующих участков в СНТ.

 

 

 

 

 

Реклама