Москва11.09.2025 - 13:20

Без проводов и забот: трамвай №90 — инновации и риски московской мобильности

С вчерашнего дня в Москве начал функционировать новый маршрут от «Сокольников» до Павелецкого вокзала, который проходит через центр города, используя восстановленную трамвайную линию по проспекту Академика Сахарова. Эти трамваи, обладающие автономным ходом, являются первым масштабным опытом эксплуатации без контактной сети в центре столицы.

Фото: источник: Дептранс Москвы, пресс-служба Мэра

В последние годы Москва активно развивает транспортную инфраструктуру, и запуск нового трамвайного маршрута №90 становится одним из важных шагов к улучшению городской мобильности. Эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Яков Якубович поделился с RuNews24.ru своим мнением о преимуществах и потенциальных рисках внедрения этого маршрута.

«Маршрут №90 соединяет ключевые транспортные узлы столицы: три вокзала, шесть станций метро и МЦД. Это не просто «новый трамвай»; он навязывает новую концепцию единой транспортной системы. Якубович подчеркивает важность удобства пешеходных пересадок, которое осуществляется между станциями «Комсомольская», «Чистые пруды» и «Третьяковская». Ранее эти станции не имели наземного транспорта, связывающего их, и теперь пассажиры почувствуют значительное улучшение в мобильности», рассказал эксперт.

Трамваи «Львенок-Москва», оснащенные автономным ходом, представляют собой технологический прорыв.По мнению эксперта, это решение позволяет прокладывать пути в тех местах, где традиционно невозможно установить контактную сеть, сохраняя архитектурную целостность исторического центра. Как отметил Якубович, такие инновации открывают новые горизонты для расширения трамвайной сети в Москве.

Новые низкопольные трамваи отличаются высокой вместимостью и тихой работой. Замена автобусных маршрутов трамваями не только снижает уровень выбросов, но и уменьшает шумовое загрязнение. Пассажиры теперь могут рассчитывать на более предсказуемое расписание и избегать пробок.

Трамвайный маршрут №90 станет пилотным сегментом для будущей системы сквозных трамвайных линий, аналогичных Московским центральным диаметрам (МЦД). Это обеспечит важные пересадки на метро и железную дорогу без необходимости выхода на поверхность. По словам Якубовича, если проект будет успешно развиваться, он сможет значительно улучшить коммуникацию внутри города.

Несмотря на очевидные преимущества, существуют и потенциальные проблемы, о которых предостерегает эксперт.

«Главным вопросом остается надежность автономного хода трамваев. Проблемы с аккумуляторами в зимний период, достаточность запаса хода и время на подзарядку могут стать причиной задержек. Якобы, этот проект пока остается пилотным, и его реализация потребует дополнительного тестирования».

Трамвай может столкнуться с проблемами, схожими с автобусами – пробками на светофорах и перекрестках. Без приоритета на светофорах и выделенной полосы эффективность маршрута может оказаться под сомнением. Якубович предупреждает о дублировании маршрута метро, которое может быть быстрее, особенно в часы пик.

Станция у МЦД «Площадь трёх вокзалов» уже испытывает колоссальный пассажиропоток. Добавление трамвая без предварительной реконструкции пространства может привести к хаосу. Переход Краснопрудной может оказать негативное влияние на доступность и удобство остановок для пассажиров.

Запуск маршрута №90 может стать необходимым шагом для улучшения городской мобильности. Однако, чтобы он оказался не просто пиар-проектом, а реальным решением, понадобится:

- Реальный приоритет для трамвая на дорогах,

- адаптация остановок для пешеходов,

- Мониторинг надежности автономных трамваев,

- Интеграция с другими транспортными средствами,

- Снижение шума от подвижного состава.

Московские власти сегодня имеют возможность создать одну из самых прогрессивных трамвайных систем в Европе. Однако, без должной инфраструктуры и внимания к потенциальным проблемам, проект рискует задержаться в пробках и снежных заносах.

Реклама