Знаете, сколько времени жители России проводят в пробках? В среднем — неделю в год. Целую неделю! И это усреднённый показатель. Неделю! За эти семь дней столько можно сделать полезного, что голова идёт кругом. И если потерю часов в пробке нельзя предотвратить, то от них можно постараться получить максимум пользы. Как именно — расскажем в этой статье.
Но сначала пару строк о том, как можно избежать многочасовых пробок. По крайней мере, постараться. Советы до боли в пояснице банальные и очевидные, но, если вы ежедневно проводите несколько часов, выучивая наизусть все детали номера и багажника впереди плетущейся машины, то, может быть, есть смысл попробовать правилам, наконец, последовать.
Самое очевидное — альтернативный маршрут. Далеко не всегда добраться из пункта А в пункт Б можно только по центральной городской магистрали, но именно её неизбежно выберет большинство водителей. Не будьте в их числе: уделите 20 минут изучению местности на карте, поищите переулки, обратите внимание на чуть более длинные, но менее загруженные маршруты. Часто бывает так, что стоять в пробке на кратчайшем пути и поехать по объездной занимает примерно одинаковое время, но в одном случае вы хотя бы едете, в другом — плетётесь в дёргающемся потоке, накапливая раздражение среди таких же раздражённых людей.
Второе самое очевидное — избегайте часа пик. Как правило, это раннее утро и вечер, часы, совпадающие с началом и концом рабочего дня. Если у вас нет критической необходимости выезжать именно в эти промежутки — выбирайте другое время для поездки.
Люди в России упорно не хотят это принимать, но общественный транспорт имеет тысячу преимуществ перед личным автомобилем в городской среде. Разумеется, когда речь идёт о простом перемещении между двумя пунктами, а не перевозкой вещей или других ситуациях. Городской общественный транспорт зачастую ездит по выделенным полосам, метро (и в большинстве случаев — трамвай) так и вовсе не зависит от трафика.
Ну и, наконец, давным-давно инженеры придумали такое чудесное транспортное средство, как велосипед. Есть, конечно, свои нюансы в его использовании летом или зимой, но уж пробки-то точно на нём не страшны.
Если же избежать затора не удалось, то учтите, что «пробковый стресс» — это «великолепный» фундамент для развития тяжёлых психических расстройств в течение всего десяти лет. Поэтому для начала просто примите тот факт, что вы уже в пробке, по одному лишь вашему желанию быстрее машины не поедут, и, продолжая движение в ней, вы принимаете некоторые негласные правила.
В первую очередь, забудьте о клаксоне. Безусловно, хочется, чтобы вместе с вами о нём забыли и самые нетерпеливые участники движения, но начинать надо хотя бы с себя. Пронзительный ор автомобильного сигнала не подействует на ситуацию чудесным образом — он только добавит озлобленности в и без того уязвимую психику находящихся в пробке людей.
Уважайте других участников, как бы вы ни ненавидели человечество в этот момент. Проезд по встречке и обочине (помимо того, что это нарушение правил дорожного движения и потенциальная угроза ДТП) — крайне грубая демонстрация неуважения всех остальных. Даже если вы видите в боковое зеркало вереницу нетерпеливых «обочечников» — не торопитесь следовать их примеру. Не будем советовать по возможности не пускать их обратно в поток, просто имейте в виду: такие водители, экономя собственное время, увеличивают время пробки на час, а то и несколько.
Не стоит срываться на других, каким бы хамским ни было их поведение. Постарайтесь абстрагироваться от происходящего — так здоровее будет нервная система.
И, наконец, помните, что даже на черепашьей скорости автомобиль остаётся средством повышенной опасности. Будьте внимательны за рулём и тщательно контролируйте ситуацию вокруг вашей машины.
Наконец, перешли к разделу самой полезной информации. Но прежде всего ещё раз напомним о безопасности: если вы за рулём — в первую очередь следите за дорогой.
Во-первых, это отвлечёт, во-вторых, это в принципе очень полезно. Разомните мышцы шеи и плеч, покрутите локтями, наклонитесь в разные стороны, сделайте «вакуум» для пресса. То же самое касается глаз: зрительная гимнастика поможет снять усталость и предупредить ухудшение зрения. Сделайте вращения глазами, смещайте взгляд с ближних объектов на дальние, и так далее.
Если вы едете в машине компанией (или хотя бы вдвоём) — почему бы не поиграть? Вербальных игр великое множество, кроме того, можно забить отдельную папку в смартфоне на такой случай. Это один из самых эффективных и весёлых вариантов убить время в пробке.
Зачем тратить время в пробке на раздражение, если можно использовать его для самообразования. Тем более, что многочасовые аудиокниги — не особо удобный контент для повседневности, а вот в салоне машины — идеально. И не забывайте про подкасты, которых сейчас миллиард: от развлекательной болтовни ни о чём до отличных образовательных каналов.
Бешеный ритм современной жизни как будто бы не оставляет нам времени на то, чтобы просто так позвонить в родительский дом. Считайте, что пробка — это подарок жизни, возможность заполнить этот пробел.
Тут главное дело не увлечься чересчур, если вы за рулём. Можно выучить наизусть стихотворение, можно вспомнить старые тексты песен любимого исполнителя и пропеть их, можно решать специальные задачки на развитие когнитивных навыков. Кстати, английский прокачивать тоже можно: с помощью аудиоуроков или англоязычных подкастов.
За рулём в смартфоне ковыряться не стоит даже в пробке, поэтому этот совет скорее пассажирам. Если в остальное время не было возможности привести в порядок чаты или папки в почтовом ящике, то где ещё делать это удобнее, чем в плетущемся транспорте?
Вероятно, он и так у вас запланирован, но если нет — вы знаете, что делать.
Протрите приборную панель, руль, рычаг переключения передач. Соберите фантики и другой мусор в пакет, чтобы выбросить по приезде. Наведите порядок в перчаточном ящике. Пробка пройдёт с пользой!