Тыва26.12.2022 - 14:07

Глава Тувы Владислав Ховалыг подвел итоги 2022 года

Непростой для страны 2022 год не только преподнес регионам новые испытания, которые они с достоинством выдержали, но и сумел сплотить россиян. Не стала исключением и Тува: в республике строят дома и социальные объекты, реализуются программы «народная стройка» и «народные мосты», развивается агропромышленный комплекс и многое другое. О том, как регион завершает уходящий год и что планируется сделать в 2023 году, редакции RuNews24.ru рассказал глава Республики Тыва Владислав Ховалыг.

Фото: пресс-служба правительства Республики Тыва

-  Владислав Товарищтайович, в сентябре был год, как избиратели Тувы наделили вас полномочиями Главы республики.  Есть повод подвести его итоги, оценить их. Понятно, что событий более чем достаточно, на всё дня не хватит. Да и незачем, наверное, официальная статистика есть в свободном доступе.  Куда интереснее услышать, что вы сами считаете значимым, чем вас зацепил первый год во главе Тувы. С этой точки зрения каким он был, этот год?

 -  Быстрым, наверное, скоротечным – вот первое, что приходит на ум. Одних только наказов от земляков на выборах поступило больше 100 тысяч. А они для меня еще со времен работы мэром всегда были самым надежным ориентиром. Когда знаешь, что волнует людей, то не возникает больших метаний, что надо делать и как.

Один из таких ориентиров – жилье, точнее, ликвидация дефицита жилья. Самый задаваемый народом вопрос. Конечно, это и для страны проблема № 1. Но в Туве она «перегрета» как нигде. Достаточно сказать, что обеспеченность жильем у нас всего 14 метров на человека – на 4 метра меньше нормы и почти вдвое ниже среднего по РФ уровня.

Чтобы решить её, нам нужно строить намного больше и быстрее. Тут как раз и понимаешь ценность времени, особенно в строительстве. У нас сезон активной стройки всего лишь 130 - 150 дней, иногда даже на нулевые циклы не хватает.  Но потихоньку учимся успевать, в том числе за счет более высокой организации работ, технического перевооружения и освоения новых технологий.

В итоге года два уже строим одновременно по 900 и более объектов.  Среди них не только многоквартирное жилье, но и крупные социальные объекты - школы, детсады, больницы, спортзалы, туристические и рекреационные базы, а также инфраструктура, включая дороги, «инженерку» и т.д.

Для республики это очень приличные объемы. Еще лет пять назад ввести 60-70 тысяч квадратных метров жилья считалось подвигом. А сейчас 100-110 тысяч «квадратов» - норма. Но для наших потребностей все равно мало. Одних детей-сирот, нуждающихся в своем доме, в Туве около 4 тысяч. Поэтому только вперед. К 2025 году план - 750 тысяч квадратных метров, или в 2,5 раза больше, чем было построено за весь постсоветский период.

  

- А это реально? Чтобы на 750 тысяч выйти, надо уже с 2023 года вводить по 250 тысяч метров – в два с лишним раза больше сегодняшних объемов…

- Напрячься придется, конечно. Но, думаю, справимся. Возможности есть. Прежде всего, есть серьезная федеральная поддержка. Через госкорпорацию «Дом.ру» финансируются, в частности, самые капиталоемкие проекты комплексного строительства жилья. На инженерную инфраструктуру нам дают бюджетный кредит. Кроме того, по линии программы «Стимул» грант получили.

Кстати сказать, эта помощь сама по себе говорит, что в Москве тоже в нас верят. Здесь умеют считать, и на что-то несбыточное денег не дадут, тем более кредитных и бонусных, которые выделяют только через жесткий конкурентный отбор.

Во-вторых, у нас есть кому строить. В республике сейчас более 200 строительных компаний, все действующие.  Как минимум десять из них – это крупные по нашим меркам предприятия, способные реализовать сложные и масштабные проекты.

В-третьих, существенно упрощён и ускорен процесс размещения заказов, особенно небольших по деньгам. В частности, можно определять подрядчика по короткой схеме, как единого поставщика услуг. А это огромная экономия драгоценного времени и значительное сокращение сроков ввода.

На уровне самой республики тоже сделано очень много, чтобы облегчить работу строителям. К примеру, запущены предприятия по производству своего пиломатериала, кирпича, различных блоков, железобетонных конструкций. До этого они завозились из соседних регионов и обходились намного дороже.

Продолжаем устранять административные барьеры. Идет сокращение процедур и сроков выдачи различных разрешений, согласований и прочих бюрократических излишеств, которые отнимают и время, и немалые деньги. Буквально на днях я подписал решение, которое позволит кратно снизить плату за подключение новостроек к сетям водоснабжения и водоотведения. 

Суть его в уменьшении проектной нормы потребления воды объектом. Если она превышается, то плату за подключение этого объекта к сетям водоканала можно рассчитывать индивидуально. Такой подход исключает необоснованные затраты.

В результате расходы на подключение тех же «многоквартирников» подешевеют в четыре раза. Например, за техподключение строящегося дома на Ленина 54 по старым правилам пришлось бы отдать 6 млн рублей. А сейчас – 1,5 млн.

 

 

И все же представляется, что для достижения столь амбициозных целей в строительстве жилья республике нужны не просто стандартные и уже опробованные шаги, а какие-то прорывные действия. В одном из выступлений вы так и сказали: старым проблемам нужны новые решения. Продумывались такие?

- С этого года мы запускаем в работу сразу несколько проектов комплексной жилищной застройки. Для нас это совершенно новый опыт. Он предполагает строительство не одного-двух домов, а целого квартала или микрорайона. Ясно, что для этого нужно многое пересмотреть как внутри самого стройкомплекса, так и вокруг него. Но дело того стоит.  

Так, принцип комплексной застройки   уменьшает себестоимость метра за счет компактного размещения на ограниченной площади большего количества квартир, оптимальной схемы инженерных сетей и других факторов.  Экономия по сравнению с «точечной» застройкой может составить от 15 до 30 процентов.  Меньше цена – выше ликвидность.  

Что касается новоселов, они помимо своих метров получают качественное, хорошо продуманное и организованное пространство, начиная с парковок и детских площадок, заканчивая детским садом и торговым центром в пешей доступности.

Работа над первыми проектами из этого ряда уже идет. Четыре из них реализуются в Кызыле, два – в поселке Каа-Хеме и селе Хову-Аксы, т.е. там, где есть централизованное тепло- и водоснабжение с запасом ресурсоснабжающей мощности.  Наиболее проработанным на этот день является проект микрорайона «Монгун», в переводе «Серебряный».

Это будет современный микрорайон на 19 гектарах с многоквартирными домами в 6, 8 и 9 этажей. Всего запланировано 38 домов в общей сложности на 6 тысяч человек. При этом для каждого строения разработано уникальное архитектурное решение. На первых этажах домов запланированы помещения под магазины, кафе, рестораны и офисы, рядом - парковки.

Вообще о комплексной застройке хотел бы сказать отдельно. Это совершенно новая для республики страница. Новая во всех смыслах – в организационном, технологическом, архитектурном, финансовом. Если раньше жилье строили по принципу «лишь бы свой угол был», то кластерный подход базируется на потребностях и желаниях будущих жильцов, а также на долгосрочных перспективах обустройства всей территории.  

В комплексной застройке заказ получает тот, кто способен взять на себя полный цикл работ по целому кварталу или даже микрорайону –  от идеи и превращения ее в проект до сдачи под ключ и дальнейшего управления. И при этом готов вложить свои «кровные» деньги.

Но в селах ИЖС будем всячески поддерживать, в первую очередь льготников –  бесплатной древесиной, участками и другими мерами, в том числе ипотекой. В частности, только в этом году помогли закрыть часть затрат по ипотеке 175 молодым специалистам, окончившим учебу с красным дипломом. В 2021 году 163 молодым семьям выдали сертификаты на жилье, в 2022-м – еще 155 семей их получат. Они могут использовать эту поддержку для покупки или строительства жилья.

 

 

- Наряду с жильем строилось много общественных объектов. Помимо школ, это ФАПы, ясли и детсады, спортивные залы и площадки, сельские дома культуры. Что примечательно, некоторые возводили методом народной стройки. Т.е. строителями работали обычные люди, притом бесплатно. Неужели клубы, стадионы так востребованы в маленьких селах? 

- А как же.  Всё востребовано, даже фитнес. Сельский народ, как и городской, тоже не хлебом единым жив. Хочется чего-то и для ума, и для души. Поэтому в деревне и клубы актуальны, и стадионы не пустуют, а кое-где даже свои театры открывают. Это и есть то, что называется комфортной средой, из чего складывается качество жизни. Так что люди не просят, а требуют, чтобы такие объекты строили даже в самых малых селах, где дворов меньше сотни. И не только клубы, но и современные коммуникации, точки доступа к скоростному интернету.

Я лично таким желаниям безмерно рад. Они означают, что народ не собирается в город бежать. Наоборот, хотят на своей земле основательно устраиваться, чтобы и самим в удовольствие жить, и детей к родине прирастить. Поэтому подобные инициативы всегда получают хорошую поддержку. Одна проблема поначалу возникла – подрядчиков трудно было найти на такие объекты, поскольку они, как правило, от центров далеко, да и деньги небольшие.

Тогда и вспомнили про дедовский хозспособ. Республика с муниципалитетом на материал скидываются, а село самостоятельно, без профессиональных подрядчиков строит что ему надо – хоть баню, хоть клуб, хоть тренажерный зал. Как сход решит.

Например, в труднодоступном селе Тал Тере-Хольского района, где проживает всего 97 человек, с помощью народной стройки в этом году возвели школу и ясли-сад при ней. До этого жителям Тала детей приходилось на 8-9 месяцев отдавать в интернат, расположенный в райцентре, чтобы они в школу могли ходить. А теперь ребятишки весь год при родителях, в семье. Великое дело!

 

- Строить «народные мосты» – тоже ваша затея?

- Скажу так: слова и исполнение народные, аранжировка и все остальное – наше, то есть правительственной команды. Часто бываю у чабанов и знаю, как они мучаются на сезонных перекочевках. Каждый год пути к стоянкам размывает половодьем и дождями, сносит все переправы.

Раньше дорогой к летним стоянкам занимались совхозы, строили и каждый год ремонтировали мосты. Сегодня мелким семейным хозяйствам такая работа не по силам. В местных бюджетах тоже средств нет, чтобы помочь.

В итоге чабаны вынуждены менять и сокращать традиционные маршруты кочевок, нарушать циклы полноценного нагула животных. А это серьезные потери для каждого хозяйства. Скот не только товарных кондиций не добирает, но и ослабленным в зиму входит, потомство хилое дает.

 

Поэтому мы решили помочь со строительством мостов к чабанским стоянкам. С 2022 года запустили этот проект в статусе губернаторского, в него пошли деньги из регионального Дорожного фонда и местных бюджетов. В общей сложности это около 10 млн рублей.

Стоянок чабанских на всю республику более 3 тысяч. Конечно, не всем нужна именно такая помощь. Но на первый год проекта 14 мостов в план вошло. Из выделенных денег оплачивать будем только заготовку и доставку леса, использование техники. Остальное – народная стройка.

Кстати, шесть из намеченных мостов уже построены и работают, еще три готовы наполовину. Людям, как видите, идея пришлась по душе. Значит, будем проект продолжать дальше.

 

-  Почему для вас и для тех, кто безвозмездно трудится на строительстве «народных мостов», так важно поддержать чабанов? Честно говоря, это ведь далеко не бедные на общем фоне люди. Каждый из них имеет в среднем от 300 до 600 голов скота.  Только продажей скота на убой при таком поголовье можно зарабатывать от 1,5 млн рублей в год. Это доход выше среднего…

-  В общем-то, вы сами сейчас и ответили на свой вопрос. Если в каждом хозяйстве как минимум 300 голов, то на 3,5 тысячи чабанов приходится порядка 1 миллиона только овечек. На деле их больше – по данным Минсельхоза республики, около 1,25 млн. То есть, наши маленькие семейные фермы дают более 85 процентов всего поголовья сельхозживотных, а это одно из главных богатств республики.

Получается, что один чабан обеспечивает мясом примерно 100-150 человек. А скольким землякам он дает работу, точно никто не подсчитывал. Но думаю, не меньше, чем строитель. Так что мы нашим животноводам не только мостами помогаем. Для них работает целая система поддерживающих мер.

Только в 2022 году на эти цели в бюджете заложено 175 млн рублей. Субсидируем, к примеру, племенное дело, табунное коневодство, страхование животных.  Есть поощрительные выплаты за сдачу скота на промышленный забой, за разведение редких и исчезающих видов – таких, как верблюды, яки, а также местные породы овец, оленей. 

В этом году помощи потребуется больше, и не только животноводам, а всему АПК – из-за засухи. От нее более других пострадали растениеводческие хозяйства шести районов Тувы. Пока сумма их ущерба оценивается в 70 млн рублей.

Но впереди еще зимовка скота, для него в засуху тоже не удалось запасти кормов в нужном количестве и качестве. Поэтому при необходимости придется прибегнуть к закупкам за пределами республики, средства для этого я поручил предусмотреть в бюджете следующего года.   

 

 

-  В Туве благодаря экологии и традиционным технологиям содержания скота получают вкуснейшее мясо. Это факт. Но факт и то, что республика не смогла пробиться с этим мясом на другие рынки. Почему?  Ваш первый опыт на посту Главы республики что-нибудь подсказал, как можно поменять ситуацию?

- Если честно, предметное знакомство с нашим АПК пока что говорит не в его пользу. Достаточно изучить ярлыки на товарах и любому видно, что мы по многим позициям уступаем собственный рынок привозной продукции. Пока не отвоюем его, не научимся конкурировать у себя, о других рынках можно только мечтать.

Изменить ситуацию может создание переработки сельхозсырья, того же мяса, на современном уровне. Такое предприятие, с одной стороны, поставит на поток сбыт скота. Если чабан будет уверен, что у него купят и пять, и двести пять овечек, он нарастит поголовье без всяких уговоров и бонусов.  

С другой стороны, в лице такого предприятия республика получит бизнес, способный обеспечивать приемлемые для внешних партнеров объемы поставок и качество продукции. На ту же баранину спрос за пределами Тувы есть. Одно время ею интересовались дорогие рестораны крупных мегаполисов. Однако тувинская сторона попросту не смогла обеспечить необходимые им объемы – не пять-шесть фур в неделю, а десятки тысяч тонн и постоянно. 

Безусловно, переработка основных видов сельскохозяйственного сырья, в том числе мяса, – это лишь часть большого комплекса мер, которые способны двинуть аграрный сектор вперед. Свои предложения на этот счет мы уже внесли в правительство России. Сегодня идет работа над тем, чтобы они были включены в Индивидуальную программу социально-экономического развития республики.

 

- Вот и до Индивидуальной программы добрались, хотя ее хотелось оставить на самый конец, как самый важный для республики проект. Тем более, что именно с подачи Тувы правительство России начало практиковать такой формат работы с регионами. Республика сумела убедить федеральное руководство в том, что нет и не может быть одинаковых сценариев развития даже у двух соседствующих территорий. В каждой свои препоны и тупики, а значит и уникальные выходы из них. Недавно Тува выступила с новыми инициативами, касающимися ИПСЭР. Вы предложили продлить эти программы для участвующих в них регионах еще на 5 лет, а также увеличить им размеры федеральной помощи и снизить ставку по ипотеке до 1,7 процента. Прямо скажем, нужно немало смелости, чтобы заявить такие вещи. Ведь они, по сути, означают, что в программах, над которыми сообща работали федеральное и региональные правительства, целое сообщество квалифицированных экспертов, - недостаточно глубоко продуманы сроки, инструменты и сами проекты.  

- На самом деле всё не так лихо и драматично, как вам представляется. Я помню, как начиналась работа над этой программой. Изначально было сказано, что даже после утверждения правительством страны ИПСЭР остается рабочим документом, в который можно и нужно вносить коррективы.

Между прочим, мы не первые, кто меняет программу. До нас это сделали несколько регионов, причем некоторые перекроили радикально. У нас под сомнением пока только три проекта – фабрика по производству изделий из шерсти, организация оздоровительного комплекса на базе мараловодческого хозяйства и строительство круглогодичной теплицы.

Оценивая их необходимость, мы исходили из того, что ключевая задача ИПСЭР – создать условия для развития республики, причем, ускоренного. Другими словами, любой проект программы должен приносить прибыль. Однако расчеты показали, что все три названные разработки нерентабельны даже при самых оптимистичных сценариях, и отказ от них – это нормально.

Что касается продолжения программы еще на пять лет, то аргументы в пользу этого очевидны. Первые три года реализации показали, что как инструмент ИПСЭР работает практически безупречно. Так, за счет программы мы запустили производство целой целого ряда стройматериалов, которые раньше завозили издалека. Сразу подтянулась вся стройка, второй год держим высокие объемы.

Рост, когда он виден, меняет людей, их настроения и взгляды. Я не считаю случайным, что сегодня, когда мы стали строить десятками детсады и школы, ФАПы и больницы, жилье для их работников, в республику стали возвращаться квалифицированные специалисты, в первую очередь врачи. В 2019 году, к примеру, из Тувы уехали 112 медиков. Сегодня почти втрое меньше - 43. Зато приехали и работают здесь 76 докторов.

Вместе с тем я вижу, что мы очень быстро перерастаем возможности программ. Если на старте у кого-то еще были страхи, как освоить 1 миллиард рублей, то сейчас не только его «перевариваем», но и привлеченные вложения, а это по 1,5 - 2 частных рубля на каждый федеральный.     

Ну, и конечно, надо принимать в расчет, что этот миллиард в разных регионах имеет разную цену, точно так же, как другие товары. К примеру, в Курганской области буханка хлеба стоит 24 копейки, тогда как в Туве она же не меньше 30. Или киловатт-час для населения: в Туве - 3,65 рубля, в Курганской области – 2,64. Это история про то, что на один и тот же миллиард, выделяемый на ИПСЭР, в Кургане можно построить куда больше, чем в Кызыле.  

Словом, если целью индивидуальных программ остается реальное выравнивание уровня развития проблемных регионов и уровня жизни его людей, то будет ошибкой останавливаться на пяти годах. Иначе точку невозврата к диспропорциям между регионами не пройти, и тогда весь эффект от предпринятых усилий вполне может сойти на нет или, того хуже, превратиться в еще больший минус.

 

 

- Спасибо за беседу, Владислав Товарищтайович. Под занавес хотелось бы пожелать вам на очередной год того, чего сами хотите…

- Как я отмечал в своем Послании республиканскому парламенту, сегодня самое важное – это личная ответственность каждого, дисциплина, трудовая самоотдача, согласие в обществе и взаимовыручка. Победа достигается надежным тылом и, если ты не на фронте, то в тылу должен делать все, чтобы приблизить Победу. Тувинский народ говорит: «Олутта олча чок, чыдында чыргал чок» - «В сидении нет удачи, в лежании нет счастья». Только трудом, только совместными усилиями мы добьемся успеха. Поэтому мы и 2023 год объявили в республике Годом народной сплоченности. Хочу пожелать всем нам трудолюбия, счастья, крепкого здоровья. Вместе все сможем!

 

Реклама