Взрывы! Погони! Перестрелки! Поединки на мечах! Экшн-фильмы захватывают нас благодаря трюкам и пиротехнике. Как и любой другой жанр, боевики развиваются с течением времени и некоторые фильмы стали вехами этого процесса.
5. «Рэмбо: Первая кровь»
Это фото уже из третьего фильма про Рэмбо. Все они имели оглушительную популярность.
Когда вы видите название этого фильма, тут же представляете Сильвестра Сталлоне в роли Джона Рэмбо, его массивные мускулы, покрытые грязью, бандану на голове, и, конечно же, огромный пулемет в руках и торжествующую усмешку на его лице. Рэмбо - идеальный символ боевика 80-х, клише бесконечного насилия и боеприпасов, а также одного непобедимого американского героя, противостоящего армии неумелых плохих парней (как правило, из какой-нибудь коммунистической страны).
Но первым в этом ряду был фильм, который задумывался как нечто совершенно иное. Первый фильм о Рэмбо «Первая кровь» был выпущен в 1982 году. Это боевик, но он поднимает сложную тему (ветеран Вьетнама возвращается домой, где встречает только отчуждение и отторжение).
Продолжением стала картина «Рэмбо: Первая крови часть II», которая собственно и создала шаблон боевика 80-х годов. «Рэмбо III» уже создавался в этом ключе: больше мускулов, больше стрельбы... Но на наш взгляд именно «Первая кровь» - лучший фильм в этой серии.
4. «Сорок восемь часов»
Ник Нолти и Эдди Мерфи были так хороши в фильме «Сорок восемь часов», что впоследствии был снят сиквел «Еще сорок восемь часов».
Один из них - упрямый ветеран, который хочет, чтобы дела шли своим чередом. Другой - это сорвиголова, который никогда не играет по правилам. Вместе они должны остановить хладнокровного преступника. Звучит знакомо? Это классическая формула, начало которой положил фильм «Сорок восемь часов», боевик 1982 года.
Дуэт Ника Нолти и Эдди Мерфи закладывает классическую форму киношных полицейских напарников. Это контрастные личности, они происходят из разных миров и не очень-то ладят друг с другом. Но только Нолти из них - полицейский. Мерфи играет уголовника, которого на короткое время освобождают из тюрьмы, чтобы он помог поймать беспощадного убийцу. Этот фильм не так прост, как более поздние подобные ленты, где будут все те же полицейские, мошенники, преступники-психопаты и расизм, проходящий красной линией через весь фильм.
«Смертельное оружие», «Час пик», «Поцелуй навылет», «Люди в черном», «Полицейский из Беверли-Хиллз»: список фильмов о полицейских-приятелях практически бесконечен. Позже появятся фильмы, где один из напарников вообще будет собакой…
3. «Лучшее завтра»
3 сентября 2010 года на 67-м Венецианском кинофестивале кинорежиссер Джон Ву был награжден Золотым львом. «Лучшее завтра» станет первым в серии успешных фильмов Ву.
Джон Ву наиболее известен в США из-за своих боевиков-блокбастеров, таких как «Без лица» и «Трудная мишень». Это была первая часть карьеры Ву в Гонконге, где он действительно оставил след в киноиндустрии. Еще в 1986 году «Лучшее завтра» стал первым успешным фильмом Ву, в котором он использовал свой уникальный стиль съемки боевых сцен.
Этот стиль сразу узнаваем - замедленные выстрелы, которые демонстрируют жестокость пулеметных сражений с особым «изяществом», и плавно осыпающиеся стреляные гильзы. Герои постоянно стреляют с двух рук, нередко во время прыжков в глубину помещения.
Эти элементы взяли впоследствии на вооружение многие голливудские режиссеры. К примеру, Вачовски использовал несколько визуальных элементов Ву в «Матрице», а «Бешеные псы» Квентина Тарантино – это вообще некая дань уважения Джону Ву, как родоначальнику жанра.
2. «Крепкий орешек»
Ну, привет, Джон Маклейн!
Много всего совпало в «Крепком орешке», сделав эту картину 1988 года одним из величайших боевиков всех времен: безупречный сценарий, харизматичный главный герой (вернее актер, которые его играл), следующие одна за другой сцены напряженного действия и несколько запоминающихся сюжетных линий.
Но «Крепкий орешек» стал тем, чем он стал не только благодаря вышеперечисленному. Он как бы обновил ту парадигму, которая была привычной для боевиков со времен «Сорока восьми часов». А тот факт, что действие происходит в Сочельник, сделало этот фильм традиционным в новогодние праздники для многих киноманов.
Какова формула «Крепкого орешка»? Вам нужно изолированное место (и «Крепкий орешек» доказывает, что даже небоскреб в центре города может подойти, если сценаристы достаточно хороши). Также вам нужен одинокий герой, отрезанный от своих друзей и союзников, который может положиться только на свои умения и свою сообразительность. И этого самого героя нужно отправить через ад. Но есть еще кое-что, часто забываемое теми, кто пытается подражать «Крепкому орешку»: главный герой должен быть интересным, сложным персонажем.
Герой-одиночка в изолированной обстановке - настолько распространенный впоследствии прием, что стал киноклассикой.
Самолет? Поезд? Подводная лодка? Да какая разница?..
1. «Идентификация Борна»
Последний, но не по значению, в нашем списке фильм – «Идентификация Борна» – единственный номинант нашего топа от 21st century.
«Идентификация Борна» был выпущен в 2002 году, в том же году, когда вышел фильм про Джеймса Бонда «Умри, в другой день». Очередная серия бондианы собрала в кинотеатрах в два раза больше денег, чем «Борн», но именно этот фильм мы решили взять в наш список. Обе ленты рассказывают о международных шпионах, но «Идентификация Борна» имеет грубый реализм, жестокие драки и правдоподобные автомобильные погони.
Поклонники Джеймса Бонда, без сомнения, задаются вопросом, почему самого Бонда в этом списке нет. Бондиана очень влиятельна, но сложно выбрать один фильм, который привнес бы что-то аутентичное в киноиндустрию. «Идентификация Борна», с другой стороны, ознаменовала собой поворотный момент. В боевиках после выхода картины стал гораздо реже использоваться сюжетный ход с фантастическими злодейскими планами. Появился спрос на более реалистичные сюжеты. Это повлияло и на ту же серию про Бонда – следующая картина – «Казино Рояль», гораздо более реалистичная версия старых-добрых фильмов о Джеймсе Бонде.
Другие реалистичные боевики появились за десять лет до «Идентификации Борна» (например «Ронин»), но «Борн» стал поворотным моментом, и успех картины оказал влияние на видение экшн-фильмов.
Фото: CORBIS, GETTY IMAGES