Тема обсуждения – «О финансовом обеспечении исполнения полномочий органами местного самоуправления в Хабаровском крае и совершенствовании механизма межбюджетных отношений».
В рамках «правительственного часа» депутаты регионального парламента и представители Правительства края обсудили финансовое обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления в Хабаровском крае и совершенствование механизма межбюджетных отношений. С докладом на эту тему выступил заместитель председателя Правительства края – министр финансов Александр Кацуба.
Исходя из представленной им информации, из 232 местных бюджетов только 18 имеют собственную доходную базу в размере от 70 до 90 процентов на исполнение полномочий органами местного самоуправления, 86 из местных бюджетов обеспечены собственными доходами от 30 до 70 процентов, почти столько же – от 10 до 30 процентов, а 39 сельских поселений – менее, чем на 10 процентов.
Для предоставления одинаковых бюджетных услуг для всех жителей края муниципальным образованиям необходима стабильная финансовая основа. Для этого на краевом уровне осуществляется межбюджетное регулирование. Его инструментом является установление нормативов отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных налогов и сборов. В 2016 году по единым нормативам, установленным краевым законодательством, в местные бюджеты поступило 1 739 млн рублей, в том числе по НДФЛ – 1 064 млн рублей, транспортному налогу – 312 млн рублей, налогу по упрощенной системе налогообложения – 363 млн рублей.
Наравне с тем, что данный инструмент межбюджетного регулирования имеет ряд преимуществ, он ведет к неравномерности размещения налоговой базы по муниципальным образованиям, что приводит к существенным различиям в бюджетной обеспеченности муниципальных образований края.
Как объяснил Александр Кацуба, в этом случае используются механизмы предоставления финансовой помощи в форме межбюджетных трансфертов или дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ.
Объём межбюджетных трансфертов местным бюджетам за 2016 год составил 22,4 млрд рублей, из них – на обеспечение равных возможностей местных бюджетов – 3,6 млрд рублей, софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по решению вопросов местного значения – 3,7 млрд рублей, финансовое обеспечение переданных государственных полномочий – 4,5 млрд рублей, обеспечение образовательного процесса в муниципальных учреждениях дошкольного и общего образования 10,6 млрд рублей.
С 2006 года согласно краевому законодательству действуют единые методики для выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований. В результате, в 2017 году разрыв в бюджетной обеспеченности до выравнивания между наиболее обеспеченным городским округом «Город Хабаровск» и наименее обеспеченным муниципальным районом имени Лазо составил 22 раза, после проведения процедуры выравнивания разрыв сокращен в 8 раз.
Как отметили представители Правительства края, для совершенствования методики практически ежегодно вносятся изменения, которые при расчете уточняют круг используемого индекса бюджетных расходов вопросов местного значения, учитывают изменения в доходной базе местных бюджетов.
Часть поднимаемых депутатами Законодательной Думы края тем во время обсуждения была связана с механизмом разграничения вопросов местного значения и межбюджетных отношений между муниципальными районами и сельскими поселениями, действующему с 2015 года.
Первый заместитель председателя Законодательной Думы Хабаровского края Юрий Матвеев обратил внимание собравшихся на резервы сельской местности для поднятие процента обеспечения собственными доходами. «Прозвучало, что в некоторых поселениях не хватает доходов на содержание аппарата, в то время, как в регионе существует 70 тыс. сельских подворий, а крестьянско-фермерских хозяйств только 460, зарегистрированных кооперативов – всего 11, неучтенных самозанятых, я думаю, несколько десятков тысяч. Это все те резервы, которые должны работать и вносить свой вклад. Можно ли сделать так, чтобы районы приходили с разработанным планом мероприятий на зарабатывание собственных средств», – обозначил вопрос Юрий Матвеев.
Александр Кацуба в своем ответе подчеркнул, что совместная работа с муниципалитетами ведется, в работе министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края в Хабаровском крае предусматривается финансовая поддержка соответствующей деятельности. При этом он согласился с Юрием Матвеевым, что самозанятость населения на сегодняшний момент является одной из серьезных проблем.
Депутатом Татьяной Новак был затронут вопрос о запрете использования в качестве «школьного автобуса» автотранспорта, находящегося в эксплуатации более 10 лет. «Будет ли оказываться помощь районам в этом направлении: в районе им. Лазо в 2017 и 2018 годах требуется заменить по четыре автобуса, в Бикинском районе тоже существует такая проблема», – поинтересовалась Татьяна Кузьминична. Министр образования и науки края Алла Кузнецова пояснила, что Министерством образования и науки Российской Федерации уже подготовлен проект постановления о внесении изменения в соответствующий нормативный акт, где будет исключен запрет на использование в качестве школьных автобусов автотранспорта, срок эксплуатации которого превышает 10 лет, – ограничение будет заключаться в техническом состоянии автобуса. «На сегодняшний день в регионе существует потребность в 17 автобусах, этот запрос был направлен в профильное министерство, в том числе и для организации перевозок в районе им Лазо», – уточнила информацию Алла Кузнецова.
Заместитель председателя краевого парламента Павел Симигин добавил, что данный вопрос был рассмотрен на Совете регионального отделения всероссийской политической партии «Единая Россия».
В заключение спикер регионального парламента Сергей Луговской поблагодарил всех участников за совместную проработку вопросов: «Мы все понимаем, что процесс регулирования межбюджетных отношений постоянный, он совершенствуется и зависит от экономической ситуации в стране и на внешнем рынке».
Источник и фото: пресс-служба Законодательной Думы Хабаровского края