Главы дальневосточных сельских поселений рассказали депутатам Госдумы, как приходится «крутиться», исполняя полномочия, порой не отнесенные к сельским поселениям напрямую.
Откровенный диалог между главами муниципальных образований, представителями законодательной, исполнительной власти регионов и депутатами Государственной Думы состоялся в Хабаровске в рамках выездного совещания Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Возможность высказать свою точку зрения на существующую структуру полномочий муниципалитетов была предоставлена каждому, кто принял участие в мероприятии. Специально для этого были организованы две дискуссионные площадки, модератором одной из которых выступил первый заместитель председателя профильного комитета Госдумы Игорь Сапко.
Он отметил, что Комитетом была проведена экспертная выборка отраслевых федеральных законов, в той или иной степени определяющих права, обязанности и полномочия органов местного самоуправления. По итогам работы было выявлено, что 173 отраслевых федеральных закона содержат положения, определяющие более полутора тысяч полномочий органов местного самоуправления. «При этом на органы местного самоуправления подчас возлагаются не свойственные им функции по решению вопросов местного значения, которые по своей правовой природе имеют исключительно общегосударственное, а не местное значение», – подчеркнул парламентарий. А в ряде случаев, по его словам, нет четкого разграничения компетенции, в результате чего невозможно определить границы ответственности каждого уровня власти в соответствующей сфере.
Эту точку зрения разделяют и в муниципалитетах. По мнению главы Вяземского муниципального района Хабаровского края Ольги Мещеряковой, неоправданно к вопросам местного значения отнесены: профилактика терроризма и экстремизма, гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и другие полномочия. В качестве примера она привела результаты прокурорской проверки, которые получила накануне проведения совещания. Прокуратурой района была проанализирована работа органов местного самоуправления и подведомственных учреждений по принятию мер по профилактике терроризма и его проявлений на территории района. В результате надзорный орган предлагает относить образовательные учреждения и учреждения культуры района ко второй, более высокой, категории опасности, а не к третьей, как сейчас. Это, в свою очередь, повлечет затраты на установку камер видеонаблюдения и другие работы. «Как это можно реализовать муниципалитету с высокодотационным бюджетом?», – задала риторический вопрос глава района.
Глава Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области Валентин Брусиловский обратил внимание федеральных законодателей на проблемы, с которыми сталкиваются муниципалитеты при обеспечении жильем нуждающихся. В сельском поселении, по его словам, много заброшенного жилья, непригодного для проживания. Привести его в состояние «пригодного» у администрации поселения нет финансовых возможностей. Но закон не позволяет в таком виде передавать жилье нуждающимся, хотя нередко люди, которым негде жить, просят дать им «стены и крышу», выражая готовность самостоятельно провести необходимые ремонтные работы. А кто-то проявляет интерес к земельному участку, на котором находится заброшенное строение, но реализовать его муниципалитет также не может. В связи с этим Валентин Брусиловский предложил депутатам Госдумы не бояться давать полномочия муниципалитетам по управлению таким имуществом. «Иначе зачем в законе о МСУ слова «местное самоуправление?», – говорит он.
Министр территориального развития Камчатского края Сергей Лебедев заострил вопрос о реализации на местах федерального закона, регулирующего деятельность по обращению с животными без владельцев. По его мнению, в небольших муниципальных образованиях выполнить все требования, установленные законом (в том числе по созданию приютов для безнадзорных животных), «с точки зрения логики невозможно». «Хотелось бы, чтобы для маленьких муниципальных образований облегчили эти требования», – высказал пожелание он.
Просят послабления муниципалитеты и в части исполнения САНПиНа, устанавливающего необходимость организации питьевой воды на кладбищах. Главы небольших сельских поселений в недоумении: если далеко не в каждом селе есть водопровод, так зачем обеспечивать наличие питьевой воды на деревенском погосте с двумя десятками могил? Поэтому просьба здесь одна – провести ревизию полномочий на предмет их исполнения в небольших муниципальных образованиях.
И это лишь малая часть акцентов, которые расставили главы муниципалитетов относительно полномочий, прямо или косвенно их касающихся. Звучало много конкретных предложений по решению проблем оплаты проезда северян к месту отдыха и обратно, по закреплению на местах специалистов, по обеспечению жильем льготных категорий граждан. Главы сельских территорий поблагодарили за то, что федеральный центр предоставил им право принимать участие в федеральных программах, но при этом просили рассмотреть возможность подготовки необходимой проектно-сметной документации за счет госказны, – ведь далеко не всем муниципалитетам это будет по карману.
Глава Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Александр Шадрин озвучил парламентариям, представляющим профильный Комитет Госдумы, целый ряд предложений, касающихся вопросов местного значения на поселенческом уровне. Так, например, он обратил внимание, что в связи с введением дополнительных федеральных и региональных льгот для физических лиц по налогу на имущество физлиц, в бюджетах поселений формируются значительные суммы выпадающих доходов, которые, в свою очередь, не компенсируются.
В связи с этим глава Мичуринского вышел с предложением: прекратить практику предоставления льгот за счет муниципальных налогов без четкого механизма возмещения муниципалитетам выпадающих доходов. «Также предлагаю пересмотреть нормативы отчислений для поселений в сторону увеличения по НДФЛ – с двух до 10 процентов, по транспортному налогу – с сегодняшних 50 процентов до 100 процентов, по упрощенной системе налогообложения – с 27 процентов, действующих сейчас, до 80 процентов», – отметил Александр Шадрин.
«Вопрос разделения полномочий волнует сегодня всех, особенно остро он воспринимается тогда, когда не хватает денег. Все проблемы, поднятые главами сельских поселений, районов – жизненные. Главное, чтобы на федеральном уровне их голос был услышан», – отметил, комментируя итоги дискуссии, вице-спикер Законодательной Думы Хабаровского края Юрий Матвеев.
Фото: пресс-служба Законодательной Думы Хабаровского края