В столице Татарстана стартовала работа уникальной выставки под названием «Петербургский модерн. 1890-1910-е годы. Стиль и светская мода».
На выставке представили 219 экспонатов из гардероба императорских резиденций собрания Государственного Эрмитажа. Здесь - туалеты, предназначенные для разных событий: придворного бала, свадьбы, приема в кругу близких друзей, летней прогулки.
Большую часть костюмов носили представители династии Романовых. Ранее наряды наполняли гардеробные Зимнего, Аничкова дворцов, а также особняков графов Шуваловых и князей Юсуповых.
Считается, что женский стиль эпохи конца XIX – начала XX столетий определял именно модерн, так как он отличается текучими, мягкими, извилистыми линиями, необычными колористическими сочетаниями и нежными цветами. Стиль модерн появился в европейской моде в качестве средства против пышных и вычурных нарядов. Благодаря труду музейных реставраторов Эрмитажа, у костюмов идеальный вид. Некоторые модели сохранились на 95%.
Юлия Плотникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, отметила: «Мода того времени - это сочетание легких и тяжелых материалов, различных тонких нитей и ручной вышивки бисером, это и представляет сложность реставрации».
Плотникова уточнила, что все закончилось на революции, поскольку портные разъехались или шили только для артистов театра: «Только-только наши модельеры начали выходить на мировой уровень, и резко оборвалось. На следующий год будет сто лет со дня революции, нам предстоит много выставок, конференций, где предстоит осознать ее влияние на наш народ».
Открытие выставки посетила внучка владелицы платья 1910 года, которая венчалась в нем в церкви Зимнего Дворца. Его обладательница - супруга Иосифа Панаева, фрейлина Александра Радкевич. В 2002 году сестры Бестужевы подарили Государственному Эрмитажу свадебное платье и ротонду, которые принадлежали их бабушке.
«Во время революции 1917 года при сложных обстоятельствах, для некоторых русских спасением было бегство. Моя бабушка доехала до Новочеркасска, села на пароход буквально без ничего и выехала из страны. Очутилась во Франции, тогда она попросила быть натурализованной француженкой мою маму, так что я тоже являюсь француженкой», - отметила Надин Бестужева.
Представленные предметы туалета были созданы лучшими модельерами Парижа, среди которых Ноль Пуарэ, Чарльз Ворт, сестры Калло, Жанна Пакен, и российскими дизайнерами - Надеждой Ламановой в Москве и Августом Бризаком в Петербурге.
Зиля Валеева, экс-министр и директор Казанского Кремля, отметила послеобеденное платье императрицы Александры Федоровны из плетеного гипюра. В наряде из шелка, шифона и кружева она пила чай в стенах Зимнего Дворца: «Для своего времени была иконой стиля… Говорят, что французская мода жива, потому что Россия не потеряла рукоделие, это все, за редким исключением, делалось нашими модистками».
Валеева уточнила, что каждое платье является историей человеческого лица, в костюмах чувствуется необыкновенная динамика: «Открытие выставки дает возможность зрителю познакомиться с модой того времени, а это совершенно иная стилистика в одежде. Одновременно это выставка рассказывает об эпохе, которая связана с очень беспокойными годами жизни страны».
За 11 лет работы выставки экспонаты увидели свыше 1 млн человек. Представленную экспозицию дополняют графика, живопись, предметы прикладного искусства и фотографии.
Выставка дает объемное представление о женской моде Петербурга на рубеже XIX–XX столетий. Экспозиция будет работать до 9 апреля 2017 года.
Фото: Ирина Ерохина / Business-gazeta
Видео: YouTube