16 декабря состоялось заседание 33-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области, на котором парламентарии приняли проект бюджета на 2016 году в окончательном чтении.
В работе сессии приняли участие 36 депутатов, представители областного правительства, Контрольно-счетной палаты, прокуратуры, органов местного самоуправления муниципальных образований. Также в зале присутствовали представители федеральных органов власти, Уполномоченный по правам человека в регионе Валерий Лукин, Уполномоченный по правам ребенка Светлана Семенова, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко.
Началось мероприятие с торжественного вручения Почетных грамот Законодательного Собрания Иркутской области, которые из рук председателя Сергея Брилки получили директор братского филиала фонда «Центр социальных программ» Ирина Михалищева, глава Голуметского МО Вера Лохова, переводчик жестового языка Елена Хабибулина, а также председатель Совета ветеранов Баяндаевского района Анна Алексеева и помощник депутата ЗС Сергея Бренюка Вера Стенькина.
Затем депутаты согласовали ряд ходатайств, награждение по которым пройдет в рамках следующей сессии областного парламента.
Также спикер ЗС зачитал обращения, поступившие от председателя ТОСа «Синегорье» и организаторов форума «Сильные народы – сильная Россия», которые выразили благодарность за поддержку депутатам Андрею Лабыгину и Аполлону Иванову.
Уже на третьей сессии основным вопросом для обсуждения становится законопроект «Об областном бюджете на 2016 год».
В рамках данного заседания депутаты приняли его в третьем окончательном чтении.
По словам заместителя председателя Законодательного Собрания, председателя комитета по бюджету, ценообразованию, налоговому и финансово-экономическому законодательству Натальи Дикусаровой, сегодня осталась для обсуждения только одна поправка, поступившая сразу от трех депутатов и касающаяся судьбы Усольского роддома.
Однако, исходя из представленной министерством здравоохранения региона «дорожной карты» видно, что на 2016 год запланирована реорганизация медицинского учреждения на базе городской многопрофильной больницы, путем присоединения детской поликлиники, станции скорой помощи и родильного дома Усолья-Сибирского.
В связи с этим ремонт в следующем году производиться не будет, поэтому и выделения средств из бюджета не эти цели не потребуется.
Депутаты Роман Габов и Павел Сумароков отозвали свою поправку. А поправка Ильи Сумарокова, который все же настаивал на выделении 40 млн рублей на капремонт учреждения, была отклонена.
Наталья Дикусарова пообещала, что данный вопрос остается на контроле у депутатского корпуса.
«Вместе с законопроектом мы принимаем пункт о том, что при необходимости в следующем году проведения ремонта роддома, средства будут выделены незамедлительно», - добавила вице-спикер.
В ходе обсуждения парламентарий Олег Кузнецов обратился к главе областного Минздрава Олегу Ярошенко с просьбой посетить Усолье-Сибирское и лично объяснить работникам роддома и депутатам городской думы дальнейший план действий относительно вышеуказанного медицинского учреждения.
Депутат Тимур Сагдеев поинтересовался, когда будет достроена школа в поселке Нерха, что в Тофаларии.
По словам министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Светланы Свиркиной, на эти цели необходимо порядка 22 млн рублей. Работа по привлечению внебюджетных средств ведется.
Депутат Дмитрий Баймашев обратил внимание присутствующих на необходимость оказания финансовой поддержки сельскому хозяйству.
«Для исполнения поручения президента РФ о полном обеспечении населения продуктами питания собственного производства к 2020 году необходимо вложить около 20 млрд рублей», - заметил парламентарий.
Также было принято постановление к проекту бюджета, в котором содержатся рекомендации правительству Иркутской области.
В частности, включены Усольский роддом, школа в Ангарске, строительство дорог в Братске.
Кроме того, следует проанализировать затраты на субсидирование авиаперевозок в северные районы Иркутской области, а также определить объем финансовой поддержки для развития сельского хозяйства. При этом профильное министерство должно разработать критерии оценки эффективности вкладываемых в сельское хозяйство средств.
«Включено много пунктов, где мы предлагаем правительству провести детальный анализ тех или иных сфер общественной жизни. Это связано с тем, что в силу вступило много новых федеральных законов, например об особенностях организации пассажирских перевозок на территории муниципальных образований, об особенностях работы с бытовыми отходами. Пока к нам не поступало документов, регулирующих эти сферы, между тем новшества вступают в силу уже с января следующего года, в связи с чем мы предлагаем правительству ускорить работу в данном направлении», - подытожила Наталья Дикусарова.
В первом чтении были рассмотрены изменения в закон «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
«Целесообразность принятия закона обусловлена увеличением объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета в целях компенсации выпадающих доходов от консолидированной группы налогоплательщиков», - сообщила министр финансов региона Наталия Бояринова.
Так, бюджетные ассигнования были увеличены для обеспечения первоочередных и социально-значимых расходов бюджета, в том числе направленных на реализацию областных социальных обязательств области, обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Выплаты заработной платы работникас учреждений образования, находящихся в ведении органов местного самоуправления и прочее.
Иркутской области было перечислено 2,9 млрд рублей, а общий объем дотации за год составит 7 млрд рублей.
«Проектом закона предлагается увеличить общий объем прогнозируемых доходов бюджета области на 2,6 млрд рублей и утвердить в сумме 104,7 млрд рублей», - отметила министр.
Так, налоговые и неналоговые доходы составят 83,6 млрд рублей.
Как подчеркнула Наталия Бояринова, налоги на доходы физических лиц будут уменьшены на 1,5 млрд рублей, налоги на товары, реализуемые на территории РФ, увеличатся на 91,8 млн рублей. Кроме того, в объеме 3,6 млрд рублей предлагается утвердить налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения.
Из-за экономического кризиса поступления НДФЛ на занятость населения и размер оплаты труда составили 101,9% к уровню 2014 года вместо запланированных 110%.
«Увеличены были дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, также возросли субсидии на реализацию федеральных целевых программ», - добавила докладчик.
Дополнительно на социальные выплаты и меры социальной поддержки предлагается направить 464,2 млн рублей, 346 млн рублей направить на субсидии по возмещению выпадающих доходов в сфере тепло-, электро-, газо- водоснабжения и водоотведения, 219,6 млн рублей – на субвенции на обеспечение доступности дошкольного и общего образования, 120 млн - на возмещение расходов по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом. Кроме того, полученные от акцизов на нефтепродукты и по транспортному налогу 612 млн рублей планируется направить в Дорожный фонд.
А также Иркутская область получит субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам. И будут перераспределены средства внутри некоторых госпрограмм.
Парламентарий Илья Сумароков поинтересовался, есть ли возможность разницу, связанную с ростом тарифов на услуги ЖКХ, предусмотреть в областном бюджете.
Как ответила глава регионального Минфина, в том случае, если эту разницу возложить на областной бюджет, это может поставить под угрозу исполнение обязательств в ряде сфер, поскольку обойдется казне в 1,5-1,8 млрд рублей в год.
Подводя итоги обсуждению, вице-спикер Наталья Дикусарова отметила, что поступившие поправки касаются необходимости предусмотреть дополнительные средства на выплату заработной платы педагогам, а также оказание помощи муниципалитетам.
По словам председателя комитета по бюджету, МО получат около 600 млн рублей, которые помогут избежать задолженности по заработной плате и по коммунальным платежам.
Проект бюджета был принят в окончательном чтении.
Аналогичное решение было принято относительно изменений в закон «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Как отметил министр здравоохранения Олег Ярошенко, изменения в бюджет Фонда на 2015 год и на первый год планового периода связаны с уточнением перечня главных администраторов доходов бюджета Фонда, уточнением неналоговых доходов, объема безвозмездных поступлений, уточнением распределения бюджетных ассигнований бюджета Фонда.
Предлагается в 2015 году увеличить объем прогнозируемых доходов на 540 млн рублей и утвердить в объеме 30,7 млрд рублей.
«Увеличение связано с поступлением из федерального фонда ОМС средств на обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями здравоохранения», - пояснил министр.
Расходную часть предлагается также увеличить на 540 млн рублей и утвердить в размере 30,8 млрд рублей.
Отмечается, что корректировке подлежат основные параметры Фонда на 2016 год в соответствии с законом, принятым на прошлой сессии.
Во втором окончательном чтении были приняты изменения в отдельные законы Иркутской области, согласно которым предлагается ввести налоговые льготы для резидентов индустриальных парков, осуществляющих деятельность, соответствующую видам экономической деятельности раздела «Обрабатывающие производства».
Также в окончательном чтении депутаты одобрили законопроект «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» и изменения, вносимые в статьи 8 и 11 закона «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области».
Во втором и окончательном чтении были внесены изменения в отдельные законы Иркутской области, касающиеся присвоения почетных спортивных званий по национальным видам спорта.
По словам председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой, органы государственной власти субъекта РФ наделяются полномочиями устанавливать почетные спортивные звания только по национальным видам спорта, развитие которых ведется на территории региона.
Кроме того, в окончательном чтении парламентарии приняли проект закона «О внесении изменений в статьи 2 и 7 закона «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области».
Так, цена приобретения в собственность участков из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными организациями, КФХ, которые были ранее предоставлены им на правах бессрочного пользования, теперь составляет 15% от кадастровой стоимости.
В первом окончательном чтении были приняты изменения в статью 4 закона «О регулировании отдельных отношений недропользования в Иркутской области».
Как пояснил и.о. министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук, в соответствии с изменениями в ФЗ от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения в областное законодательство.
А именно, корректируется порядок использования геологической информацией, а также в Иркутской области будет создан соответствующий фонд.
Во втором чтении был рассмотрен проект закона «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан».
Вице-спикер, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьма Алдаров отметил, что ко второму чтению поступили поправки от губернатора региона Сергея Левченко, председателя ЗС Сергея Брилки, Уполномоченного по правам человека Валерия Лукина и группы депутатов.
«По итогам обсуждения на комитете были сформированы таблица одобренных и таблица отклоненных поправок», - добавил Алдаров.
В частности, устанавливается, что подать заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно могут супруги или молодой родитель, не достигшие 36 лет.
Кроме того, устанавливается право граждан подать заявления в уполномоченный орган по месту проживания одного из супругов по выбору.
В рамках второго чтения уточняется максимальный размер земельных участков, которые предоставляются гражданам в бесплатное пользование. Для индивидуального жилищного строительства – 0,1 га, а для осуществления крестьянско-фермерской деятельности – 50 га.
Также 0,2 га могут получить лица, которые планируют ведение личного подсобного хозяйства в пределах населенного пункта.
Законопроектом предусматривается, что учет граждан будет осуществляться по месту жительства. За исключением граждан, имеющих право на различные социальные выплаты в связи с выездом из районов Крайнего севера, а также многодетных семей, участки которым могут быть предоставлены и на федеральных землях, выделенных под эти цели в Ангарском и Иркутском районах.
Кроме того, исключается статья, предполагающая внеочередной порядок предоставления земель в собственность.
Также предлагается включить в информацию о земельном участке данные касательно обеспеченности его водой, светом и иными инженерно-техническими сетями.
Помимо вышеизложенного, к проекту закона поступили юридико-технические и редакционные правки.
Было решено продолжить работу над законопроектом в третьем чтении.
В рамках сессии был рассмотрен блок вопросов, рекомендованных комитетом по собственности и экономической политике.
В первом окончательном чтении одобрены изменения в закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса».
Законопроект приводит областной закон в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве.
Предлагается слова «на услуги организаций коммунального комплекса» заменить на «в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Также в окончательном чтении парламентарии приняли изменения в закон «О приватизации областного государственного имущества».
С законодательной инициативой выступил депутат областного парламента Андрей Микуляк.
В соответствии с изменениями в Жилищном кодексе ФЗ необходимо скорректировать областной закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области».
«Проектом закона меняются отдельные требования к региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов», - сообщил Микуляк.
В частности, вместо пятилетних этапов, предусмотренных программой, вводятся трехлетние этапы. На законодательном уровне закрепляется гарантия на проведенные капитальные работы не менее пяти лет. Кроме того, теперь в приемке работ будут участвовать и представители министерства жилищной политики и управляющих компаний. А условия размещения средств фонда в кредитных организациях и условия отбора подрядных организаций будут определяться правительством РФ.
Депутаты решили продолжить работу над проектом закона во втором чтении.
Во втором окончательном чтении был принят законопроект «О признании утратившим силу Закона Иркутской области «О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных в отношении средств местных бюджетов».
«В ноябре 2015 года вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, согласно которым правоотношения, которые ранее были урегулированы региональным законом, теперь регламентированы на федеральном уровне», - отметил председатель комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении Борис Алексеев.
Во втором чтении будет продолжена работа над проектом закона «О внесении изменений в закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Иркутской области».
«Предлагается уточнить основания для досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания, а также уточнить основания и обязанности депутата сообщать о личной заинтересованности, которая может привести к конфликтной ситуации», - пояснил Борис Алексеев.
Парламентарии одобрили в окончательном чтении изменения, вносимые в закон «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области».
Поскольку областной закон приводится в соответствие с федеральным, то из текста исключается понятие «акция» ввиду того, что оно относится к понятию «ценные бумаги».
Бурное обсуждение вызвала законодательная инициатива депутата Владимира Матиенко о внесении изменений в статью 3 закона «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области», согласно которым предлагается вернуть в Иркутске прямые всенародные выборы мэра.
Как напомнил Матиенко, он внес законопроект в июне текущего года. Однако рассмотреть его на сессии все время что-то мешало.
Депутат подчеркнул, что принятие проекта закона никак не повлияет на работу действующего мэра города Дмитрия Бердникова, срок действия полномочий которого истечет в 2020 году.
Председатель профильного комитета Борис Алексеев заявил, что хотя на федеральном уровне субъекты имеют право устанавливать любую из предложенных законодательством форм избрания главы муниципального образования. Однако, в соответствии с определением Конституционного суда РФ, субъект должен учитывать мнение муниципального образования.
«Исходя из сложившейся экономической ситуации и основываясь на мнении большинства депутатов Думы города Иркутск, в конце прошлого года Законодательным Собранием была установлена форма избрания главы областного центра из состава представительного органа», - пояснил Алексеев.
Законопроект был отклонен.
Кроме того, в рамках сессии депутаты заслушали информацию о деятельности четырех депутатских фракций политических партий «Единая Россия», «Гражданская платформа», КПРФ И ЛДПР, представленных в Законодательном Собрании, за 2015 год. Рекомендовали направить положительный отзыв на проект федерального закона №925107-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части создания попечительских советов в медицинских организациях и осуществления гражданами добровольческой деятельности в медицинских организациях», внесенный Правительством РФ.
Завершилось заседание Правительственным часом «О положении дел и перспективах развития в сфере доступности медицинской помощи, эффективности медицинских услуг, оказываемых населению Иркутской области».
Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Иркутской области