Группа депутатов Законодательного Собрания Иркутской области предложила внести изменения в региональное законодательство. Корректировки направлены на защиту женщин от принуждения к искусственному прерыванию беременности. Законопроект был рассмотрен на заседании комитета по здравоохранению и социальной защите под председательством Артёма Лобкова.
Документ определяет склонение к аборту как любые действия, связанные с угрозами, подкупом, уговорами или обманом со стороны лиц, от которых женщина зависит служебно. Одновременно в парламент внесен дополнительный законопроект, предусматривающий административную ответственность за подобные действия.
По данным министерства здравоохранения региона, в 2024 году за медицинской процедурой прерывания беременности обратились 5 365 женщин, из которых консультацию в медико-социальных кабинетах получили 5 354 (99,7%). Из этого числа 4 680 пациенток приняли решение об аборте, включая 46 несовершеннолетних. Среди причин прерывания беременности чаще всего называются финансовые сложности, отсутствие жилья и психологическое давление со стороны близких или коллег.
Авторами законодательной инициативы выступили руководители парламентских фракций — Евгений Сарсенбаев (КПРФ), Олег Попов (ЛДПР) и Геннадий Ус («Новые люди»). Депутаты считают, что введение подобного запрета не только обеспечит защиту прав женщин, но и поможет улучшить демографическую ситуацию в регионе.
Главный врач Иркутского городского перинатального центра, член комиссии по вопросам семьи и материнства Ирина Ежова подчеркнула, что меры, предложенные депутатами, неоднократно обсуждались с представителями общественных организаций и медицинского сообщества. По ее мнению, принятие закона станет логичным шагом в реализации региональной демографической политики, где вопросы сохранения семьи и защиты материнства занимают ключевое место.
Секретарь Иркутской епархии Русской Православной Церкви Стефан Бажков выразил благодарность депутатам за внимание к проблеме и отметил, что принятие законопроекта может стать важным этапом в деле защиты материнства и детства. Он также указал, что инициатива дает ответ на вызовы современного общества, где демографическая ситуация требует дополнительных мер поддержки.
«Мы, как представители Русской Православной Церкви, надеемся, что это только первый шаг в решении проблемы, потому что вопрос стоит не только о запрете на склонение к совершению аборта. Также законопроект фокусирует внимание на проблеме и побуждает и наше общество, и депутатские корпусы, и представителей общественных организаций к более внимательному заострению на этой проблеме и тем самым, возможно, к дальнейшим шагам, которые, на наш взгляд, тоже являются необходимыми», - подчеркнул Стефан Бажков.
Поддержку законопроекту выразило и Иркутское отделение Всемирного русского народного собора. Представитель организации Николай Казанцев сообщил, что в Приангарье при поддержке частного бизнеса планируется создание общественного центра, который будет предоставлять женщинам психологическую и юридическую помощь, направленную на предотвращение давления при принятии решения о беременности.
«Сегодня как раз ведется работа по подбору персонала, который будет заниматься данными вопросами в центре. Поэтому в ближайшее время закон даст новый импульс к работе по предотвращению абортов», - заявил Николай Казанцев.
Председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Артём Лобков отметил, что аналогичные меры уже действуют в ряде российских регионов и доказали свою эффективность.
«Мы понимаем, что решение о прерывании беременности является крайне сложным и личным для каждой женщины, особенно в условиях непростой экономической ситуации. Именно поэтому нужно исключить любое давление или манипуляции со стороны третьих лиц, когда женщина находится в уязвимом положении, например, в служебной зависимости. Предлагаемые нормы четко определяют, что такое склонение к аборту, и предусматривают соответствующую административную ответственность», – прокомментировал Артём Лобков.
Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семенова указала на необходимость уточнить правоприменительную практику будущего закона, в частности, по установлению ответственности за такие нарушения.
«Например, важно уточнить в тексте закона, что такое «служебная зависимость». Касается ли это только работодателей, только служебных взаимоотношений? Важно определить вопросы доказывания, вопросы определения круга субъектов. Может ли это быть только непосредственный начальник или еще кто-то?», - отметила омбудсмен региона.
Она также добавила, что закон определять четкие механизмы его реализации: не только с учетом установления административной ответственности, но и с определением механизмов решения проблемы.
Артём Лобков пояснил, что рассматриваемый проект закон является только первым шагом на данном пути.
После рассмотрения законопроекта все необходимые экспертные заключения были получены. Комитет рекомендовал вынести инициативу на ближайшее заседание Законодательного Собрания Иркутской области для принятия в первом чтении.