В ближайшее время в России начнет работу специальный онлайн-сервис, благодаря которому школьники смогут в удаленном режиме получать консультации психологов. Запуск портала психологической помощи российским школьникам на ВЭФ-23 анонсировал замминистра просвещения Александр Бугаев.
Психолог, преподаватель кафедры киберспорта Университета «Синергия» Лилия Шувалова рассказала ИА RuNews24.ru об актуальной психологической помощи школьникам и назвала сложности, к которым должны быть готовы организаторы масштабного проекта при его реализации.
– Насколько сегодня актуальна психологическая помощь школьникам?
– Психологическая помощь и поддержка в системе школьного образования – явление не новое, а имеющее многолетнюю практику. Следует отметить, что здоровье ребёнка включает в себя не только физиологические характеристики его состояния, отсутствие болезней и физических дефектов, но и душевное, социальное благополучие. Высокий уровень стресса и тревожности при подготовке и сдаче выпускных экзаменов, «гонка» за средним баллом аттестата или, например, адаптация в новом коллективе, понимание своей социальной роли, профориентация – это лишь малая часть факторов, которые влияют на гармоничное развитие личности ребёнка и требуют контроля со стороны компетентных специалистов, в том числе и школьных психологов. Понимание собственных эмоции, осознание своего «Я», сопровождение этих процессов перестройками гормонального фона в подростком возрасте могут влиять на успеваемость ребенка, делая его замкнутым и обидчивым или излишне эмоциональным, что требует грамотного подхода в воспитательной работе с учеником и учёте этих факторов остальными педагогами школы.
– Как психологическая помощь оказывается в настоящее время?
– Психологическая помощь школьникам оказывается на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Чаще всего школьные психологи работают с детьми с девиантным поведением, а также учениками, в семье которых есть различные сложности. Также школьные психологи в ряде образовательных учреждений, где служба психологической помощи достаточно развита, помогают ученикам определится с будущей профессией – профориентацией. Служба психологической помощи активно работает с детьми, у которых ярко выражена тревожность, подавленность, агрессия, помогая экологично проживать переживания и утилизировать эмоции.
– Чем вызвана необходимость запуска онлайн-портала для такой помощи?
– Современный социум и все процессы, в нем протекающие, имеют очень динамичный характер. Достаточно широкий спектр социальных активностей наших детей представлен в интернет-пространстве, и не удивительно, что для них – активных пользователей цифрового мира – будет более уместно и комфортно получать необходимую помощь в формате онлайн. Также такой формат работы может снять ряд барьеров при получении профессиональной помощи психолога. Во-первых, это сделает помощь доступной вне зависимости от локации ученика и психолога, во-вторых – поможет преодолеть в ряде случаев внутреннее сопротивление при обращении за помощью. Не каждый взрослый, а тем более школьник готов делиться своими переживаниями тет-а-тет с психологом, онлайн формат может помочь решить эту проблему и своевременно оказать школьнику помощь и поддержку. Конечно, с учётом того, что, если специалист может проявить свои профессиональные качества на высоком уровне в формате онлайн.
– Насколько востребованным может оказаться такой портал?
– На этот вопрос поможет ответить исключительно время, но, конечно, мы пониманием, что с каждым годом число детей, которым необходима помощь школьного психолога возрастает. Это связано не только с переживаниями каких-то эмоций, а с более ответственным отношением к своему будущему и формированию осознанности. Школьный психолог также может оказывать и помощь в профориентации ученика школы, что является весьма и весьма востребованным направлением в работе с детьми старшего школьного возраста.
– Какие сложности могут возникнуть при реализации этого проекта?
– Полагаю, что одним из краеугольных камней в реализации этого проекта может являться недопонимание со стороны родителей: где будет храниться информация об их детях и не испортит ли это детям будущее. Конечно, всегда остро проблема стоит с поиском профессионалов своего дела, а теперь необходимо, чтобы помимо профессиональных компетенций психологи владели и цифровыми компетенциями на высоком уровне, а также умели понимать и вести беседу со школьником дистанционно, не имея физической возможности находиться рядом и получать поток невербальной информации от ребёнка. Исходя из этого, полагаю, что основные проблемы с реализацией этого проекта – это умение психолога работать также качественно и профессионально в онлайн формате и недооценка родителями важности экологичного проживания эмоций и состояний ребенком.