В 2017 году на кубке Конфедераций и в 2018 году на матчах Чемпионата мира в России был впервые опробован Fan ID – паспорт, карта болельщика, документ, удостоверяющий личность посетителя футбольных матчей. С июля 2022 года систему Fan ID распространили на матчи Российской премьер-лиги (РПЛ).
Подать заявление на оформление карты можно на Госуслугах, проверено лично, это занимает до 10 минут. Обладатели биометрического паспорта могут совершить всю процедуру удаленно, остальным придется посетить МФЦ, где на завершение процедуры понадобится еще пять минут. Тот, кто не хочет заниматься подачей заявления на Госуслугах, может пройти всю процедуру в МФЦ.
Однако футбольные клубы столкнулись с неприятием новой системы со стороны самой активной части болельщиков. Немалая часть болельщиков российских футбольных клубов просто не приходит на матчи, и фанатские секторы пустуют. Однако почему же болельщики так негативно отнеслись к этому требованию, как бойкот повлиял на клубы, и как обстоят дела с посещаемостью матчей РПЛ? Об этом с беседе с корреспондентом ИА RuNews24.ru рассказал президент Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) Александр Шпрыгин.
– Многие болельщики не приняли Fan ID и отказались посещать матчи команд, за которые они болеют. Какие главные причины недовольства фанатов? В чем объективные минусы этой системы?
– Основная причина недовольства в том, что в выдаче карты болельщика может быть отказано без объяснения причин. К тому же, карта может быть аннулирована без объяснения причин. В частности, на Кубке конфедерации и на матчах Евро-2020, которые проходили в Петербурге, происходили массовые отказы. Болельщикам не понравился тот факт, что раньше, в случае нарушения, в их отношении должны были составить протокол и суд должен был вынести решение о запрете посещения спортивных мероприятий на определенный срок. А теперь могут отказать на непонятный срок. И эта ситуация пугает болельщиков, произошло непринятие системы. Плюс ко всему, отсутствует диалог с общественностью, не были проведены круглые столы, встречи, совещания, где все эти моменты можно было обсудить.
– Можно ли сказать, что болельщики, сперва не приявшие Fan ID, постепенно возвращаются на трибуны? Посещаемость матчей РПЛ постепенно растет не только за счет так называемых «кузьмичей»?
– Фанаты объявили бойкот и держат его твердо. Он начался в прошлом году и держится почти полтора года. Аудитория стадионов растет за счет того, что футбольные клубы поняли безысходность и активизировали работу по привлечению зрителей, и аудитория потихоньку возвращается. Но, тем не менее, активные фанаты продолжают держать бойкот и не готовы возвращаться на стадионы.
– Какое главное отличие фаната от так называемого «кузьмича»? У какие клубов в России самая активная фанатская база?
– Главное отличие фанатов от «кузьмичей» в том, что фанаты активно ведут себя на трибунах, поддерживают команду, участвуют в перфомансе, поют песни, разворачивают транспаранты. Они также посещают все выездные игры, ездят за своей командой по стране. Ну и, конечно, участвуют в драках и стычках с фанатами противника. Конечно, сейчас это уже уходит, но раньше фанаты активно поддерживали это. «Кузьмич» больше увлечен перипетиями игры, а не событиями вокруг матча, он покупает билет на центральную трибуну, наслаждается игрой, а потом идет домой, всё остальное его волнует в меньшей степени.
– Болельщиков каких клубов в России можно назвать непримиримыми противниками Fan ID?
– Бойкот объявили фанаты всех клубов РПЛ кроме «Ахмата» из Грозного. Самая большая армия фанатов у московского «Спартака» и питерского «Зенита». И у них сильнее всего видно отсутствие активной аудитории на трибунах. У «Спартака» вообще эта трибуна пустует и клуб на нее не продает билеты. «Зенит» пытается заменить молодежью, студентами и школьниками, но это не дает атмосферу, которая была. А у остальных клубов бойкот чуть менее заметен.
– Дождёмся ли мы полных трибун в РПЛ, как на матчах чемпионатов Англии или Германии? Или Россия, как говорят некоторые, недостаточно футбольная страна?
– Полные трибуны на РПЛ уже есть, например, матч Спартак-Зенит, на нем был практически аншлаг, за исключением пустой трибуны, на которую не пришли фанаты. На матчи «Динамо» при вместимости стадиона в 26 тысяч зрителей приходило порядка 21 тысячи. Клубы ведут работу, маркетинговую деятельность, и с точки зрения заполняемости стадиона показатели могут вернуться. А вот с точки зрения атмосферы и поддержки — этого не хватает. Акционеры клубов это понимают, переговоры с болельщиками ведут, ведь ничто не заменит фанатов на трибуне. Но пока ситуация такая, какая есть, и никто не знает, когда и чем эта история завершится.