Статьи22.11.2021 - 17:00

Близнец «Титаника», плавучий госпиталь, герой войны: история суперлайнера «Британник», затонувшего 105 лет назад

Фильм «Титаник» на слуху практически у всех. Не секрет, что в основу киноленты легла реальная история суперлайнера, курсирующего через Атлантику. А вот факт, что у «Титаника» было целых два брата-близнеца, не особо распространён. У «Олимпика» и «Британника» разные судьбы: первый стал военным кораблём, отслужил несколько лет в ВМФ и ушёл на покой, второй переоборудовали в военный госпиталь, и его славная история оборвалась 21 ноября 1916 года. В этом материале к 105-летию гибели суперлайнера расскажем о его непростом пути.

Фото:

Все три гигантских корабля компании «Уайт Стар Лайн» были одинаковы. 259 метров длины, 28 метров ширины, водоизмещение 52 тысячи тонн. Каждый из «братьев» вмещал свыше 2 500 пассажиров, а внутренние удобства существенно опережали время. «Британник» выделялся на фоне «Олимпика» и «Титаника»: поскольку корабль был собран позже остальных, в его конструкции учли все ошибки конструкции ранних судов, значительно усилили устойчивость и безопасность.

Для своей эпохи это был просто невероятный гигант. Сложно вообразить габариты: высота от киля до верхушки труб составляла свыше 50 метров, а между ватерлинией и шлюпочной палубой укладывалось почти 18,5 метров. Строили суперлайнер долго, и на это повлияла трагедия «Титаника» в апреле 1912 года. Почти готовый «Британник» основательно перебрали заново, значительно улучшив его характеристики и живучесть. Так, увеличили количество переборок — их стало 17. Такая мера не позволяла воде в случае аварии быстро затопить трюмы. Их установили и в машинном отделении, и в пассажирских помещениях. Кроме того, значительно усовершенствовали обшивку, а дно корабля стало двойным.

 

 

Основываясь на печальном опыте «Титаника», при погружении которого погибло полторы тысячи человек, судно укомплектовали дополнительными шлюпками — их стало 48 штук. Меру приняли, пожертвовав эстетической составляющей интерьера. Из-за шлюпочных палуб «Британник» существенно потерял в своём изяществе, но, как показала история, это решение оказалось очень удачным.

За тягу отвечали две паровые машины и паровая турбина. Они обеспечивали мощность 50 тысяч лошадиных сил, благодаря чему суперлайнер развивал самую высокую скорость во всей серии: 25 узлов. Для эксплуатации и управления такой машиной требовалось 860 членов экипажа.

На этом модификация младшего из «братьев» не завершилась. Спустив корабль на воду, инженеры продолжили его совершенствовать. «Британник» стал самым роскошным и комфортабельным не только в серии, но и во всём мире. Восемь палуб делились на три класса, в каютах с комфортом размещалось две с половиной тысячи пассажиров. Для гостей оборудовали инфраструктуру, которой могли бы позавидовать целые курорты: салоны, залы, рестораны, бары, танцевальные площадки, клубы, спортивные площадки — лайнер действительно был настоящим шедевров мирового судостроения. Вот только всё перечисленное так никого ни разу и не порадовало.

 

 

Практически перед официальным запуском корабля в первый рейс планету сотрясла Первая Мировая Война. Британия всегда господствовала в водах, и для поддержания и закрепления своего статуса власти страны решили включить в число адмиралтейских единиц новое судно. Едва спущенный на воду «Британник» реквизировали и вернули на верфь, где его оперативно переоборудовали в плавучий госпиталь. Шикарные внутренние помещения стали медицинскими блоками, залы превратились в помещения приёма раненых, каюты стали палатами, рестораны — пищеблоками, клубы — операционными. 13 ноября 1915 года корабль, окрашенный в белый цвет с красными крестами, стал частью военно-морского флота.

После такой трансформации лайнер стал способен принимать на борту более 3300 пациентов и раненых, ещё около 500 человек составлял медицинский персонал. Служить им предстояло в Средиземном море. Там с небольшими перерывами «Британник» стал центром спасения жизней. Так было до 21 ноября 1916 года. В тот злополучный осенний день лайнер шёл по проливу Кеа неподалёку от Греции. На борту был только экипаж и медики, раненых накануне доставили на большую землю. Судно, следующее по новому заданию, натолкнулось на немецкую подводную мину. Взрыв — и в носовом отсеке появилась огромная «ноздря».

 

 

Вода хлынула в пробоину. Сразу четыре отсека затопило почти мгновенно, судно накренилось, и вода стала поступать в открытые иллюминаторы и незадраенные двери. Всего за пятьдесят минут лайнер накренился на борт, «хлебнул» моря и пошёл ко дну.

Эвакуация экипажа по сей день считается одной из самых успешных за всю историю морского дела. Во многом это благодаря отсутствию малоподвижных раненых людей на борту. Из 1066 человек погибло 30 человек, причём почти все — по глупости: они самовольно и не вовремя спустили шлюпки, и их затянуло под винты.

Так закончилась история самого комфортабельного судна своего времени, чей комфорт никому не суждено было ощутить в полной мере. «Британник» провёл на воде меньше года — существенно меньше «Олимпика», но несравненно больше «Титаника», чей первый рейс оказался последним.

Реклама