Статьи01.02.2024 - 10:42

«Кровавая драма десятилетия». Сёстры Хачатурян: что случилось с ними на самом деле?

Несколько лет не утихали страсти по поводу дела сестёр Хачатурян, всколыхнувшего страну в 2018 году. История эта вполне годится для документального сериала «Следствие вели...» по уровню как жестокости всех вскрытых фактов, так и по вызванному общественному резонансу.

Фото:
Изначальные факты были таковы. 27 июля 2018 года на лестничной площадке в доме №56 по Алтуфьевскому шоссе Москвы вызванная полиция нашла труп Михаил Хачатуряна (57лет) со множественным колото-резаными ранами. 28 июля были арестованы подозреваемые, три юные девушки: 19-летняя Крестина, 18-летняя Ангелина и 17-летняя Мария. Все они были дочерями покойного Хачатуряна.
 
Следствие показало, что в день гибели Михаил Хачатурян вернулся домой и, обнаружив беспорядок в квартире, наказал дочерей за грязь и перерасход по банковской карте. Наказывал он их очень своеобразно: распылял в лицо газ из перцового баллончика. Старшая сестра Крестина даже упала в обморок из-за приступа астмы. Ангелина и Мария сговорились убить отца.
 
Свой план они стали реализовывать вечером, орудуя охотничьим ножом и молотком. Спавший в кресле Михаил Хачатурян проснулся и пытался отбиваться. Ангелина выбежала на лестничную площадку, за ней побежал Хачатурян. Охотничьим ножом Ангелине удалось попасть отцу в сердце, удар был смертельным.
 
 
 
Следствие в 2018-м и 2019-м годах вскрыло жутковатую историю семьи покойного Хачатуряна. Он стал жертвой убийства, которое можно было вполне предотвратить. Его бывшая жена и мать девочек Аурелия Дундук рассказала, что Михаил Хачатурян был более чем склонен к насилию.
 
Журналисты и следователи выяснили, что тот избивал её и под венцом, и когда она была беременной. После 20 лет брака Дундук ушла от мужа. Возможно, это стало причиной, что свою агрессию он стал вымещать на дочерях. Да, Хачатурян неплохо зарабатывал: СМИ узнали, что девочкам он переводил на карточку до миллиона рублей, часть из которых они переправляли матери. Часть, естественно, тратили на себя.
 
Но вскоре после развода, по показаниям из следствия, Хачатурян стал домогаться собственных дочерей, старшей и средней. Одна из них даже попыталась покончить с собой, но её спасли. Близкие Ангелины рассказали о не менее чем 10 случаях сексуального насилия над ней. Медэкспертиза в ходе следствия подтвердила повреждения от этих «контактов».
 
 
 
А с 2018 года Михаил Хачатурян решил и вовсе не выпускать девушек из дома и держал их на положении фактически рабынь. Что сыграло свою роль в доведении до финальной трагедии? Исчерпанное ли терпение или горячие кавказские корни, но так или иначе девушки вспомнили, что за себя нужно постоять.
 
Следствие само стало поводом для множественных публичных конфликтов и скандалов. Арест и помещение девушек в СИЗО были оспорены апелляцией защиты и федеральным омбудсменом Татьяной Москальковой. В изоляторе девушкам дали возможность учиться. Младшую, Марию, признали невменяемой на момент совершения преступления и отправили психиатрическую больницу при Бутырке.
 
Следствие в июне 2019 году предъявило сёстрам обвинение в убийстве группой лиц по предварительному сговору. Однако защитники все время следствия утверждали, что дело надо квалифицировать по статье о необходимой обороне.
 
 
 
«Девушки жили в условиях, когда каждая из них постоянно испытывала угрозы собственной жизни и жизни своих сестёр. В условиях относительной изоляции они были уверены в невозможности получить внешнюю помощь, что делало ситуацию безвыходной», - гласило одно из заключений адвокатов Липцера, Паршина и Пакулина. Они считали, что девушки были потерпевшими, а не виновными в этом деле.
 
Выяснились также серьезные проколы в работе службы опеки. Хотя не исключено, что в дело вмешалась и коррупция: убитый Хачатурян при жизни бравировал своими «хорошими отношениями» с полицией. На основании этих и многих других факторов защита и значительная часть общественности настаивали на полной невиновности Крестины, Ангелины и Марии.
 
После длительных и изматывающих судебных разбирательств (было дополнительное расследование после того как Генпрокуратура не утвердила первоначальное обвинение), в августе 2021 года троих сестёр признали потерпевшими, уже в деле, открытом против их покойного отца.
Того посмертно признали виновным в сексуальном насилии и истязании. Девушек на момент убийства сочли находящимися под действием синдрома жестокого обращения со стороны отца и посттравматического стрессового расстройства.
 
 
Впрочем, всё это время была и другая сторона. Брат убитого Арсен Хачатурян называл обвинения со стороны племянниц враньём. Друзья Михаила утверждали, что он не мог нанести вред дочерям из-за слабого здоровья.
 
Само дело подняло множество вопросов в обществе: о важности расширения понятия «необходимая самооборона», о недопустимости замалчивания среди местных властей множественных сигналов о неблагополучии в семьях, круговой поруке в этнических диаспорах. Так или иначе, история сестёр Хачатурян – это, в какой-то степени, история о неблагополучии страны, которое нужно исцелять.
 
А ныне сёстры Хачатурян живут на свободе, но порознь. Суд запретил им поддерживать общение.
Реклама