Согласно данным Банка России, количество жалоб от граждан, чьи счета были заблокированы после попадания в базу подозрительных операций и счетов («дропов»), увеличилось на 18,3%, составив 140,8 тыс. обращений. В пресс-службе Центробанка пояснили, что рост числа жалоб напрямую связан с резким увеличением жалоб на мошенничество — на 93,5%. В основном россияне обращаются по вопросу исключения своих данных из базы дропов, на что приходится 28% всех жалоб в данной категории.
По итогам трех кварталов 2024 года, доля жалоб, связанных с мошенничеством, составила 14,6% от общего числа обращений в Центробанк. Это означает, что более 5,7 тыс. человек обратились с просьбой удалить их из базы дропов, что почти в два раза больше по сравнению с 2023 годом, когда таких жалоб было около 2,9 тыс.
Центробанк уточнил, что в большинстве случаев решения о снятии данных из базы не принимались, поскольку банки подтвердили признаки мошенничества по операциям этих клиентов. Попавшие в базу дропов теряют возможность использовать дистанционное банковское обслуживание: их счета, карты и онлайн-услуги блокируются во всех кредитных организациях. Снять средства с заблокированного счета можно только в отделении банка, предоставив доказательства законности происхождения средств. Если ЦБ отказывает в исключении, граждане могут обратиться в суд.
Как отметила руководитель проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Евгения Лазарева, такие клиенты теряют возможность воспользоваться услугами банков, включая кредитование, поскольку их присутствие в базе дроперов делает их неблагонадежными.
Кроме того, наличие записи в базе может открыть пути для уголовного преследования, несмотря на отсутствие конкретных статей в Уголовном кодексе России по дроперству. МВД уже подготовило законопроект, который предполагает квалификацию таких действий по нескольким статьям.
Коммерческий директор SafeTech Дарья Верестникова добавила в интервью «Известиям», что в базу дропов могут попасть не только те, кто сознательно помогал аферистам, но и добросовестные пользователи финансовых услуг, если были ошибки в данных о транзакциях, передаваемых банками. Однако на данный момент законодательство не определяет четкий механизм исключения добросовестных клиентов из этой базы.
Ранее ИБ-эксперт объяснил, как не стать жертвой фишинга в Telegram. Также мошенники разработали новую стратегию для обмана участников военной операции в Украине и их семей.