Полезную для налогоплательщиков информацию предлагает управляющий партнер юридической компании Фурсов Анатолий Владимирович.
Очень часто налогоплательщики сталкиваются с ситуацией, когда ввиду особенностей технологического цикла производственной деятельности происходит уменьшение (выбытие) материальных ценностей: товара, сырья и т. п.
Списание данных активов и учет этого процесса в целях корректного налогообложения прибыли — «головная боль» для бухгалтеров. Дело в том, что согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 254 главного налогового документа (Кодекса), недостачи, потери и порча имущества могут быть списаны в расходы при исчислении налогооблагаемой прибыли, исходя из утвержденных норм естественной убыли, которые разработаны соответствующими специализированными ведомствами. И здесь вопросов у бухгалтеров обычно не возникает.
Другое дело, когда такая недостача, порча или потеря в ходе технологических процессов превышает установленные нормы, но выбытие активов действительно было по независящим от организации причинам.
Как пример Анатолий Фурсов приводит проблемную ситуацию, нередко возникающую в сельскохозяйственных предприятиях. Для них утверждены нормы обращения с зерном при хранении, транспортировке железнодорожным и автомобильным транспортом. Однако нет аналогичных норм при переработке, пересыпке, сушке, внутрискладской перевозке, доставке с полей и т. п. А потери есть. Птицы, мыши и усушка тоже есть по факту, но на бумаге убыль не утверждена. Куда ее списать, как не на технологические потери, согласно подпункту 3 пункта 7 все той же статьи 254 Кодекса?
Как же здорово, считает Фурсов А. В., что законодатель в вышеупомянутой статье не закрепил нормативов по таким технологическим потерям. Хотя Минфин и делал попытки поставить какие-то «заградительные барьеры» в виде рекомендаций по самостоятельной разработке нормативов списания предприятиями безвозвратных отходов (письмо от 16.02.2017 г. № 03-03-06/1/8847), все же дальнейшие разъяснения министерства (письмо от 20 августа 2018 г. № 03-03-06/1/58833) и обширная судебная практика позволяют налогоплательщику руководствоваться экономической обоснованностью и отраслевой спецификой.
Конечно, организации могут разработать такие нормы самостоятельно и руководствоваться ими при отнесении потерь в затратную часть при исчислении налоговой базы по прибыли. Но есть ли в этом смысл, все ли возможные риски заложены в расчет данных нормативов? Не выкопает ли организация сама себе яму при малейшем изменении внешних условий или технологий производственного процесса? Решение этого вопроса лучше даже не 7, а 100 раз отмерить, а потом только 1 раз отрезать, не преминув отразить его (расчет) в Учетной политике хозяйственного субъекта.
Безусловно, потери технологического процесса требуют правильного оформления, чтобы их «отнести на прибыль». Документировать хозяйственные операции, предполагающие списание, можно как типовыми унифицированными формами, так и самостоятельно разработанными. В содержании таких бумаг важно соблюдение требований, установленных законом «О бухгалтерском учете», обязательные сведения:
1) название документа;
2) дата оформления;
3) кем составлен документ (организация, ИП);
4) как называется сделка, событие или операция;
5) натуральная или денежная единица измерения применялась;
6) должности лиц, совершивших операцию;
7) ФИО и подписи этих лиц.