ИА RuNews24 уже затрагивало тему потребительской активности россиян. Сегодня разберем более детально, как обстоят дела в сегменте пищевых продуктов, на которые приходится порядка трети повседневных расходов населения.
Статья по теме: 88 трлн рублей на ширпотреб. На что россияне тратят сумасшедшие деньги
По итогам февраля потребительские расходы россиян превысили 5,6 трлн руб. Из этой суммы 1,96 трлн пришлось на пищевые продукты (35%). Данный уровень примерно соответствует долгосрочной структуре потребления.
Что касается динамики, то расходы на продовольствие увеличились за год на 18%, что значительно превосходит уровень инфляции (7,4%). Такая опережающая динамика показывает рост реального потребления и подтверждает прошлогодние успехи экономики.
Рис. 1. Динамика потребительских расходов. Источник: Сбериндекс
Результатом позитивной динамики стал рост производства пищевых продуктов в натуральном выражении. Топ-5 позиций выглядит следующим образом (2023 к 2022):
Финансовые результаты подтверждают обозначенные тенденции. За 2023 год пищевая индустрия получила 890 млрд руб. прибыли. Превышение прибыли над убытками составило 855 млрд руб. (+34% г/г).
По данным НАФИ, на рынке пищевых продуктов наиболее актуальны следующие потребительские тренды:
Данные тенденции комбинируются с традиционным для большинства россиян упором на цену продуктов. По акциям часто покупают товары 62% населения, а 38% специально ищут скидки.
Рис. 2. Статистика по потребительским предпочтениям. Источник: НАФИ
У производителей и ритейлеров поведение на продовольственном рынке имеет свои особенности:
Также продолжается долгосрочный тренд роста продаж через интернет, который характерен для потребительского рынка в целом.
Как показывают данные, на рынке пищевых продуктов завершен процесс адаптации к новым условиям. Однако далеко не все последствия адаптации относятся к полезным для потребителей. В первую очередь речь идет о манипуляциях производителей с составом и количественным наполнением продуктов. Такая политика мешает появлению сильных отечественных марок, несмотря на благоприятные ожидания потребителей.