Финансы12.03.2024 - 10:19

Россияне с аппетитом «едят деньги»: за год траты на еду увеличились на 18%

ИА RuNews24 уже затрагивало тему потребительской активности россиян. Сегодня разберем более детально, как обстоят дела в сегменте пищевых продуктов, на которые приходится порядка трети повседневных расходов населения.

Фото: из открытых источников

Статья по теме: 88 трлн рублей на ширпотреб. На что россияне тратят сумасшедшие деньги

 

Сколько россияне тратят на еду

По итогам февраля потребительские расходы россиян превысили 5,6 трлн руб. Из этой суммы 1,96 трлн пришлось на пищевые продукты (35%). Данный уровень примерно соответствует долгосрочной структуре потребления.

Что касается динамики, то расходы на продовольствие увеличились за год на 18%, что значительно превосходит уровень инфляции (7,4%). Такая опережающая динамика показывает рост реального потребления и подтверждает прошлогодние успехи экономики.

 

Рис. 1. Динамика потребительских расходов. Источник: Сбериндекс

 

Результатом позитивной динамики стал рост производства пищевых продуктов в натуральном выражении. Топ-5 позиций выглядит следующим образом (2023 к 2022):

  • консервы для детского питания +21,7%;
  • соки +20,4%;
  • растительные масла +16,7%;
  • сыры +16,2%;
  • картофель +16,1%.

 

Финансовые результаты подтверждают обозначенные тенденции. За 2023 год пищевая индустрия получила 890 млрд руб. прибыли. Превышение прибыли над убытками составило 855 млрд руб. (+34% г/г).

 

Тенденции и перспективы

По данным НАФИ, на рынке пищевых продуктов наиболее актуальны следующие потребительские тренды:

  • домашняя кухня – старшее поколение охотно покупает ингредиенты для самостоятельного приготовления еды;
  • малые упаковки для продуктов – именно этот формат удобен для многочисленных небольших домохозяйств (1-2 человека);
  • еда с учетом ЗОЖ – потребители ищут продукты, которые объединяют полезность для здоровья, вкус и удобство в употреблении;
  • натуральность и открытость – россияне все чаще обращают внимание на состав и компоненты продуктов;
  • улучшение позиций российских производителей – 85% потребителей ждут появления сильных отечественных брендов.

Данные тенденции комбинируются с традиционным для большинства россиян упором на цену продуктов. По акциям часто покупают товары 62% населения, а 38% специально ищут скидки.

 

Рис. 2. Статистика по потребительским предпочтениям. Источник: НАФИ

 

У производителей и ритейлеров поведение на продовольственном рынке имеет свои особенности:

  • выведение на рынок новых марок – так, в группе кондитерских товаров доля новинок составила 22%, в группе молочной продукции – 9% и т.д.;
  • манипуляции со снижением себестоимости – «шринкфляция», когда уменьшается вес, количество или объем товара, при формальном сохранении цены; «скимпфляция» – когда ухудшается состав продуктов;
  • готовность к проведению ценовых акций – средняя скидка на продуктовом рынке колеблется в районе 20%.

Также продолжается долгосрочный тренд роста продаж через интернет, который характерен для потребительского рынка в целом.

Как показывают данные, на рынке пищевых продуктов завершен процесс адаптации к новым условиям. Однако далеко не все последствия адаптации относятся к полезным для потребителей. В первую очередь речь идет о манипуляциях производителей с составом и количественным наполнением продуктов. Такая политика мешает появлению сильных отечественных марок, несмотря на благоприятные ожидания потребителей.

Реклама