Финансы10.12.2025 - 15:16

Банки и маркетплейсы выходят на тропу войны: к чему приведёт попытка уравнять в налогах принципиальных конкурентов?

Глава Сбербанка Герман Греф выступил с предложением уравнять налоги для маркетплейсов и офлайн-магазинов. Как данная инициатива отразится на конечном потребителе?

Фото: Коллаж RuNews24.ru

Как пояснил в комментарии RuNews24.ru эксперт по социально-экономической политике Яков Якубович, в центре конфликта — совместная инициатива крупнейших банков и офлайн-ритейлеров, которые требуют от государства ограничить конкурентные преимущества маркетплейсов. Предложения Грефа об уравнивании налогов являются частью этой широкой кампании.

К основным требованиям  к маркетплейсам — ограничить финансовые операции, а именно, запретить субсидирование скидок за счет средств «дочерних» банков (Ozon Банк, Вайлдберриз Банк) и, по примеру США или Китая, вывести эти финансовые сервисы в отдельный регулируемый периметр; контролировать ценообразование через установление лимита на объем средств, которые площадки могут направлять на агрессивное снижение цен, которое, по мнению ритейлеров, является демпингом; прибавилось третье - изменение налоговых правил, то есть:

Ускорить введение НДС на импортные товары, заказанные физлицами онлайн (даже в рамках беспошлинного лимита в €200), чтобы «выровнять условия» с отечественными производителями. Согласно планам Минфина, такие меры действительно могут быть введены в ближайшие годы.

«Речь о том, что маркетплейсы не уплачивают в налог из-за скидок существенные суммы налогов - по мнению Грефа, это ставит в неравные конкурентные условия маркетплейсы и традиционный ритейл».

Заявление Грефа соответствует интересам традиционных банков и ритейла. Они стремятся ослабить растущих конкурентов и сохранить свою долю рынка. Также выиграют российские производители и крупные сети, ведь они хотят устранить ценовое преимущество иностранных (в первую очередь китайских) продавцов и товаров, ввозимых по схемам «серого» импорта.

Кто же пострадает и каковы основные риски?

Разумеется, в первую очередь, маркетплейсы и их экосистемы: они понесут прямые финансовые и операционные издержки, что может замедлить их рост.

Вторым пострадает малый и средний бизнес (селлеры) из-за повышения комиссий и налоговых сборов со стороны площадок для компенсации потерь, а также удорожания импортных товаров для перепродажи.

Риск для всей отрасли: чрезмерное административное регулирование может подавить инновации и конкуренцию, которая исторически приносила выгоду потребителям.

«Разумеется, в конечном счете, пострадает потребитель, который сейчас имеет возможность купить товар дешевле».

Позиции сторон диаметрально противоположны и отражают разные бизнес-модели. Офлайн-ритейлеры и банки считают, что маркетплейсы используют «нечестные» методы:

• Демпинг: скидки финансируются за счет селлеров и банков экосистемы.

• Налоговая оптимизация: использование самозанятых и упрощенных налоговых режимов.

• «Навязывание» услуг: давление на селлеров для использования своих финансовых сервисов. 

Они требуют «уравнивания правил игры» для защиты конкуренции и российского производителя. Маркетплейсы, в первую очередь, Ozon, Wildberries, считают, что достигают конкурентоспособности за счет новых торговых моделей:

• Скидки — рыночный инструмент, востребованный покупателями и самими селлерами.

• Комиссии — плата за комплекс IT, логистику и клиентский сервис.

• Ограничения со стороны банков — попытка уничтожить конкурентов, что приведет к росту цен.

• Офлайн-сети сами ограничивают малый бизнес, продвигая собственные бренды. 

Маркетплейсы видят в этом лоббистскую атаку, угрожающую развитию цифровой экономики и выгоде потребителя.

Последствия для конечного потребителя

Влияние на покупателя будет напрямую зависеть от того, какие меры будут приняты и как на них отреагируют игроки рынка.

Если ограничения введут, то потребителя ждут:

-Рост цен: с высокой вероятностью исчезнут или сократятся самые агрессивные скидки, финансируемые маркетплейсами. Импортные товары станут дороже из-за взимания НДС.

- Сужение выбора: удорожание импорта может снизить разнообразие товаров на площадках.

- Изменение поведения: потребителям придется больше сравнивать цены между каналами (онлайн и офлайн), так как разница может уменьшиться.

В долгосрочной перспективе возможен риск стагнации. Если конкуренция ослабнет, замедлятся темпы улучшения сервиса (доставка, возвраты, клиентская поддержка) и технологические инновации.  Также вероятно перераспределение рынка: возможен не рост офлайн-сетей, а усиление других онлайн-форматов (сайты брендов, нишевые площадки, социальная коммерция).

«Таким образом, в выигрыше окажутся крупные российские производители и ритейлеры, а покупатель, скорее всего, столкнется с более высокими ценами и замедлением улучшения сервиса в обмен на больший контроль государства над рынком».

Реклама