Финансы07.10.2026 - 15:34

«Я не получал уведомление» больше не работает: почему сведения о задолженности перестали быть налоговой тайной и как это ударит по репутации

Получить уведомление и оплатить налог до декабря кажется рутинной обязанностью, знакомой каждому, — но с этого года правила игры изменились незаметно для многих. Что теперь грозит тем, кто привык откладывать или игнорировать такие письма?

Фото: Коллаж RuNews24.ru

«В России началась массовая рассылка налоговых уведомлений на имущество и транспорт, и с этого года у тех, кто не оплатит вовремя, появился новый повод для беспокойства — налоговые органы получили право взыскивать долги без суда», — отметил в комментарии RuNews24.ru адвокат по уголовным делам, коррупционной и экономической направленности Олег Крысанов.

ФНС автоматически исчисляет налог на имущество гражданина, транспортный и земельный налоги на основании данных из государственных реестров — Росреестра и ГИБДД, поэтому самостоятельно рассчитывать суммы и подавать декларации не нужно. Уведомления направляются через личный кабинет налогоплательщика, портал «Госуслуги» или по почте. Единый срок уплаты всех имущественных налогов строго до 1 декабря текущего года. Если налог не уплачен в срок, со 2 декабря на сумму задолженности начинают ежедневно начисляться пени.

Однако, по словам эксперта, главное изменение в том, что с 1 ноября 2025 года вступил в силу внесудебный порядок взыскания налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на основании Федерального закона № 287-ФЗ.

«Это означает, что налоговая служба больше не обязана идти в суд за судебным приказом и, если гражданин не оспорил сумму долга в установленный срок, задолженность признается бесспорной и взыскивается в одностороннем порядке. Внесудебный порядок касается и имущественных налогов, указанных в налоговых уведомлениях, если налогоплательщик вовремя не заявил возражений».

Механизм работает так: сначала налоговая направляет требование об уплате, а если оно не исполнено, принимает решение о взыскании и направляет его должнику через личный кабинет или «Госуслуги». На подачу возражений дается 30 дней — если гражданин не согласен с суммой, взыскание приостанавливается и спор переходит в судебный порядок.

«Если возражений нет, налоговая получает право списать средства с банковских счетов, а при их недостатке, налоговики направляют материалы судебным приставам и могут обратить взыскание на почти любое имущество, которое найдется. На период взыскания могут быть заблокированы банковские счета, установлены ограничения на выезд за границу и запрет на регистрационные действия с транспортными средствами и недвижимостью».

Адвокат также предупреждает, что помимо пеней и внесудебного взыскания, неплательщиков ждут и другие расходы: штраф до 40 процентов от суммы задолженности, исполнительский сбор, а также затраты на оценку и реализацию арестованного имущества. Кроме того, сведения о налоговой задолженности не являются налоговой тайной и могут быть переданы банкам, что влияет на кредитную историю и деловую репутацию. В особо сложных случаях, если налоговая недоимка превысит два миллиона семьсот тысяч рублей, наступает уголовная ответственность.

«Проверить состояние единого налогового счета и оплатить налоги можно в личном кабинете на сайте ФНС, в мобильном приложении «Налоги ФЛ» или через «Госуслуги». При этом отговорки типа – я не получал налоговое уведомление, у меня нет госуслуг и личного кабинета, а почтовый ящик хулиганы сломали и письма я не получаю, уже никого не убедит. Теперь закон требует от налоговиков всего лишь направить, а не вручить уведомление и на 7 день оно считается автоматически полученным. Так что получение таких уведомлений теперь зона ответственности налогоплательщика».

Реклама