За рубежом принято чтить свою репутацию и избегать скандалов. Самые белые и пушистые бренды заслуживают годами любовь масс и потом в сложных ситуациях пользуются доверием как подушкой безопасности в информационных войнах.
Так продолжается во всем мире годами, десятилетиями, веками тихая жизнь любимых по всему миру брендов. Но только не в России. Здесь любят яркие, полные исторических нюансов легенды становления, взлеты, падения, ушибы. Только компании, в которых драматизм их существования зашкаливает они все время находятся на пике внимания. Мы любим то, что не однозначно, ярко и интересно. Компании, жизнь которых пресна от бизнес-дипломатии, известны на рынке, но не так горячо любимы, как те, что прошли огонь воду и медные трубы в борьбе за своего клиента и профессию.
Одним из таких активно склоняемых в прессе и все равно любимых горожанами является история одного интерьерного Дома. Вокруг ликвидации «Лаверны» уже не один год ходят загадочные слухи. При этом марка прекрасно себя чувствует и остается узнаваемым в Петербурге брендом. В свое время под именем «Дом Лаверна» работало одно из самых крупных предприятий, в котором особое внимание уделялось товарам для качественного (читай дорогого и престижного) оформления ванной комнаты и интерьеров. Если Вы следите за рынком объявлений о продаже недвижимости, то до сих пор в них упоминается в качестве дополнительных преимуществ «квартира укомплектована ассортиментом Дома «Лаверна». Это своеобразная маркировка престижа, достатка, вкуса хозяина и его былых возможностей. Компания существует с лохматых 90-х и по сей день является центром информационного притяжения. Горожане и журналисты следят за ее деятельностью как за сериалом с захватывающим сюжетом. Мы решили не оставаться от этой темы в стороне и постарались разобраться в материалах и слухах.
Почему такой интерес до сих пор вызывает обычная розничная компания – наверное дело в том, что публика любит события. А уж громких скандалов компания после 90-х пережила не мало. Только, казалось бы, все забыли о былой мощи и скандалах с разделом сфер влияния в бизнесе, как появился новый момент в биографии бренда. В 2016 году пошел виток скандалов, связанных с компанией, а вернее с брендом «Лаверна». Лавры старой знати до сих пор не дают покоя рынку и журналистской среде.
Петербургский бизнес-аналитик Алексей Разумовский комментирует интерес общественности к этой теме так: «Дело в том, что сегодня мы говорим не о юридическом лице, а о бренде «Дом Лаверна». Именно вокруг него все танцы и пляски с бубнами. На сколько я помню, сама компания имела финансовых кредиторов и была признана банкротом вполне официально. А вот бренд был продан в соответствии со всеми нормами права и бизнес-этикета. Судя по документам абсолютно законно. Но кто же признает такой скучный факт? Публике нужна история, действо в лицах.
Знаете, я думаю, что приобретение бренда «Лаверна» было очень выгодным, но одновременно, новым владельцам очень не повезло. Шлейф от былого величия компании хоть наверняка и помогает в продажах, но с такой же силой харизмы и влияет на репутацию новой компании, постоянно формируя не нужные для бизнеса информационные коннотации. Общественность ждет продолжения легенды, а тут просто хороший европейский менеджмент – что может быть скучнее для русского человека?».
Член Коллегии Адвокатов, юрист в третьем поколении, Владимир Иванов комментирует события вокруг марки с точки зрения голых юридических фактов:
«Сама роль и история становления бизнеса относительно бренда компании «Лаверна» сильно преувеличены. Если Дом был таким великим, то почему его как юридическое лицо ликвидировали?
Ответ прост – тогда хорошие налогоплательщики были не нужны, а непокорные конкуренты уничтожались. Вот и вся мистика. Сейчас бы подобную кампанию разваливать было не выгодно, реструктуризация долга решается цивилизованным путем, государственному сектору нужны работодатели и новые рабочие места. Скорее всего спасли бы новыми кредитами и гос. Поддержкой.
Тогда время другое было. Делили место под солнцем без далеких перспектив для развития бизнес-среды в городе в целом. Тогда можно было только договориться через власть имущих, чтобы тебя не трогали. Что сделал менеджмент «Лаверны» в тот момент? За что до сих пор Питерцы бренд любят? Да он (в лице менеджмента) просто повел себя крайне цивилизованно для скандалов времен двухтысячных, чем и удивил публику. Руководство компанией просто объявило о ликвидации. На тот момент времени это был самый интеллигентный и законный момент выхода из спора. В российском юридической практике ликвидация компании делится на два вида: добровольная (официальная) и принудительная. При добровольной ликвидации решение принимается самими владельцами компании.
Именно этим путем и пошел менеджмент «Лаверны». Никакой мистики и тайны – просто бизнес-решение. И оно оставило хороший след, который позволил «Лаверне» как бренду остаться в профессии».
«Одной из форм добровольной ликвидации ООО является процесс слияния с другим юридическим лицом. Ликвидация компании путём слияния является одним из наиболее эффективных способов официальной и так называемой "альтернативной" ликвидации. В этом случае к правопреемнику переходят все права и обязанности ООО, подвергающегося слиянию. После завершения процесса слияния реорганизованной фирме налоговой инспекцией выдаётся свидетельство о прекращении коммерческой деятельности. Также инспекцией выдаётся свидетельство о регистрации новой компании-преемнику. Именно это и произошло. Вот так все по-юридически скучно и обыденно» - подводит итог Владимир.
Но новый виток информации о том, что Сбербанк грозит признать сделку недействительной, опять всколыхнул внимание общественности и сделал из обычного юридического постулата в бизнесе элемент тайного заговора. И снова поползли слухи и вспомнились девяностые. Но место драматизма и сценарного ремесла на сегодня уже прочно занято судебными тяжбами.
И романтика тут же кончилась, как только был подан ответный иск, в котором объяснено, что ООО «Лаверна» — «головная компания одноименного холдинга, которая исполняет функцию единого распределительного центра, а ООО «Дом-Лаверна» - сеть магазинов, входящих в холдинг. В 2011г. ООО «Лаверна» и ООО «Дом-Лаверна» произвели добровольную альтернативную ликвидацию путём слияния, в результате чего права на товарные знаки «Лаверна» и «Дом-Лаверна», а также обязанности данных компаний получила компания-правопреемник ООО «Первый дом». На данный момент сеть ООО "Первый дом" включает в себя пять магазинов стройматериалов и две интерьерные студии, осуществляя свою деятельность в рамках закона, социальной и финансовой ответственности».
Журналистская среда подхватила новость, но глубины и сказочных темных моментов благодаря сухому юридическому языку известию не хватило. Сюжет никак не складывался, и информация промелькнула просто, скрывшись за другими более актуальными новостями.
Алексей Разумовский о феномене скандально известного бренда: «Даже в годы скандалов общественность делилась на тех, кто искренне любил бренд и гордился успехами Питерской компании и тех, кто считал эти достижения происками буржуазии. И те, и те были представлены в избытке, а журналисты с удовольствием следили за театральными постановками событий, организованными конкурентами. Публика любит зрелища, а Дому «Лаверна» даже из старых передряг удалось выбраться с высоко поднятой головой. Получилось, что проигравший достойно принял ситуацию и в итоге победил. До сих пор узнаваемая марка продолжает деятельность и все еще своей драматичной историей будоражит сознание журналисткой среды. Пока читают информацию и пока заголовки привлекают аудиторию – история режиссуры будет жить. Но думаю, что такие бренды с харизмой и историей все же остались в прошлом. Сегодня выгодно быть нейтральным, безликим и круглым, чтобы не за что было взяться и ущипнуть» - смеется Алексей.
На сегодняшний день, "Дом-Лаверна" является порядочной компанией и как старый бюргер платит налоги, обеспечивает социальный пакет сотрудникам. Но волшебный драматический флер девяностых и двухтысячных остается в прошлом и лишь отголоски былого внимания истории бренда живут вместе с ним. «Тени придают объем», гласит старая мудрость скульпторов, и именно такой объем придали события и журналистская известность бренду «Лаверны». Теперь это просто сеть салонов-магазинов, в ассортимент которых входят различные товары для ремонта и оформления интерьера от отечественных и зарубежных производителей. Компания имеет склады в разных городах России: Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и др. Но когда-то это был яркий, написанный судьбой и людьми сценарий, в котором ни один из участников или наблюдателей не мог предсказать финал. За это и любили…это и отличало бренды из 90-х.