12 ноября 2024 г. Государственной Думой принят Федеральный Закон N 263208-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 28-1 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», который дополняет Уголовный кодекс новой статьей 173.3, предусматривающей наказание за организацию деятельности по представлению в налоговые органы или сбыту заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Давайте разберемся, для чего принят этот закон, кто подпадает под его действие и какие последствия он влечет для нарушителей.
А поможет ответить на эти вопросы редакции RuNews24.ru Кудинов Сергей Михайлович, адвокат, специализирующийся на налоговых спорах.
«Одним из самых частых правонарушений в налоговой сфере является покупка налогоплательщиками так называемого «бумажного НДС». В учете отражают фиктивную сделку по покупке товаров или услуг с использованием подложных счетов-фактур. Но в действительности товары не отгружаются и не оплачиваются, а вычет так называемого «входящего» НДС оформляется, тем самым занижается сумма НДС, которую необходимо уплатить в бюджет. При фиктивной покупке товаров, работ, услуг сделка осуществляется только «на бумаге», — рассказывает адвокат.
По подсчетам депутатов, произведенных на основании данных ФНС России, компании, применяя подобные схемы, только в 2021 г. не доплатили в бюджет порядка 1 трлн руб. А по данным Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД в 2023 году ущерб от использования подобных схем уже превысил 2 трлн руб.
Но для недобросовестных налогоплательщиков, пользующихся такими схемами ухода от налогов, уже предусмотрены ст. 198 и 199 Уголовного кодекса об уклонении от уплаты налогов. Также есть ст. 327 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных официальных документов.
Для чего же тогда принят закон?
По мнению законодателей, статья 173 УК РФ должна заполнить правовой пробел, заключающийся в том, что действующие нормы Уголовного кодекса не позволяют применить к организаторам махинаций с НДС мер уголовного воздействия. В настоящее время фактически такая деятельность организаторов подобных схем не преследуется уголовным законодательством.
«Злоумышленники приобретают уставные документы организаций, зарегистрированных на подставных лиц. Или сами регистрируют такие организации с использованием лиц, которые могут осознанно являться номинальными директорами или же включение в ЕГРЮЛ происходит без их ведома. От имени таких организаций происходит изготовление подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, подтверждающих налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков. За свои услуги организаторы схемы получают незаконное вознаграждение. Таким образом, поводом для привлечения к ответственности будет являться ущерб, нанесенный организациям (гражданам), и извлечение организатором махинаций дохода в крупном и особо крупном размере. Вероятнее всего, имеются в виду случаи, когда продажа «бумажного» НДС поставлена на поток и выявлено лицо, зарабатывающее на этом деньги», — поясняет собеседник издания.
В соответствии со статьей 173 УК РФ за организацию подобной деятельности и получении дохода от нее в крупном размере, более 3,5 млн рублей, грозит:
Если же незаконные доходы квалифицированы как особо крупные, более 13,5 млн руб., а организация схем производилась группой лиц по предварительному сговору или же организованной группой, ответственность будет строже:
«Обсуждение и принятие закона происходит накануне серьезных изменений в налоговом законодательстве, которые повлекут увеличение количества плательщиков НДС. И те, кто будут уплачивать НДС на упрощенной системе налогообложения или перейдут на общую систему налогообложения, включающую уплату НДС, могут испытать соблазн воспользоваться незаконными схемами для снижения своей налоговой нагрузки, а значит «теневой» рынок услуг по предоставлению «бумажного НДС» может увеличиться. Также возникает вопрос, будут ли вносить изменения или дополнять ст. 173 ответственностью за другие подложные документы, такие как УПД, акты выполненных работ и т. д., так как в законе пока речь идет только о счетах-фактурах. Конечно, ст. 173 УК РФ призвана снизить количество правонарушений налогового законодательства и основная ее цель — это увеличение налоговых поступлений в бюджет. Есть опасения, что действие этой статьи может применяться к большому кругу лиц и под нее могут попасть и добросовестные предприниматели. Но с другой стороны для добросовестных налогоплательщиков, которые попадают в ситуации, когда из-за использования противозаконных схем кем-то из плательщиков НДС в цепочке налоговая отказывает в вычетах НДС, это надежда на снижение рисков может оказаться сверх рисковой», — подытожил эксперт.