Пока статистики фиксируют рост импорта российских редкоземов в США, Минторг Америки готовит удар по другому направлению. Декабрьская закупка иттрия на 68,8 тысячи долларов стала максимальной за два года. Одновременно Вашингтон предварительно одобрил введение 133-процентной антидемпинговой пошлины на российский палладий.
Вопрос, почему по одним металлам США идут на сделку, а по другим – закрываются, упирается не в политику, а в географию месторождений. История с палладием связана с корпоративными интересами. Иск с требованием обложить российские поставки пошлинами подала южноафриканская Sibanye Stillwater – компания, которая владеет единственными в США палладиевыми рудниками в Монтане. Ежегодно Америка закупает российского палладия примерно на миллиард долларов. Бизнес южноафриканцев понятен: убрать конкурента, пусть даже ценой торговой войны.
Однако с редкоземами ситуация другая. У США запасы этих металлов – всего 1,9 миллиона тонн. У Китая — 44 миллиона. При этом Поднебесная контролирует не только добычу, но и 91 процент мощностей по переработке. А с декабря 2025 года Пекин ужесточил экспортный контроль как раз по тем позициям, которые Штаты срочно закупили у России: иттрий, самарий, гадолиний. Заместить китайский импорт попросту нечем.
Вашингтон мечется между молотом и наковальней. Там, где можно давить, – давят пошлинами, защищая своих производителей. Там, где выбора нет, – закупают у России, даже рискуя попасть под критику собственных ястребов. Рост импорта российских редкоземов на 45% за год при одновременной войне с палладием – лучшее доказательство того, что экономика в Америке все еще громче политики.
Напомним, что Абрамова рассказала о смене приоритетов при выделении бюджетных мест в вузах. Разрыв в зарплатах между Магаданом и Ингушетией достиг 200 тысяч рублей.