Новая «антиотмывочная» платформа Банка России показала, что 0,5% российских компаний и индивидуальных предпринимателей могли участвовать в обналичивании или отмывании денежных средств.
Эксперты Центробанка России проанализировали данные, собранные новой платформой ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК) с 1 июля 2022 года, когда она была подключена ко всем российским кредитным организациям.
Платформа помогает делить всех клиентов на три группы по уровню риска — красные, желтые и зеленые. В соответствии с цветами светофора компании входят в высокую, среднюю или низкую группу риска. ЗСК дает возможность банкам обмениваться данными по юрлицам и ИП, когда есть подозрения на незаконные операции по обналичиванию или отмыву денег.
Первые результаты работы платформы ЗСК показали, что доля самых рисковых клиентов кредитных организаций оказалась ниже предположений Банка России, однако процент сомнительных клиентов — в четыре раза выше, чем прогнозировали аналитики Центробанка, сообщил на конференции Ассоциации российских банков руководитель департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский.
На сегодняшний день доля «зеленых» клиентов в базе банковского сектора составляет 98,3%, на долю «желтых» приходится 1,2% компаний и предпринимателей. «Желтыми» Банк России считает ту часть бизнеса, которая занимается реальной хозяйственной деятельностью, но иногда уходит в нелегальные "подработки" на сомнительных операциях.