Для решения проблемы в ведомстве предлагают законодательно определить понятие теневой занятости.
За прошлый год в России было выявлено более 663 тысяч граждан, которые работали в теневом секторе экономики. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на доклад Минтруда. Для решения этой проблемы в министерстве хотят провести анализ и выяснить, как можно снизить этот показатель в высокорисковых отраслях, таких как ресторанный бизнес, гостиничное дело и других.
Кроме того, нужно законодательно определить понятия теневой и платформенной. Сейчас теневая занятость означает, что работник и работодатель сотрудничают не по трудовому договору, а по устной договоренности. А платформенная занятость — это исполнение разовых работ или услуг для разных заказчиков. Об этом рассказала заместитель гендиректора ЦСР, директор Центра регуляторной политики Екатерина Папченкова. По ее словам, работник может делать разовые поручения и быть при этом самозанятым. Из-за отсутствия четких правил грань между легальной платформенной занятостью и теневой часто стирается и первая набирает обороты. Примечательно, что за первые три месяца этого года более пяти миллионов человек в нашей стране были оформлены именно так.
Также в России распространена практика серого аутстаффинга — наем сотрудников через посредников или специальные приложения. Компании используют эту схему для обхода трудового законодательства. Отметим, что ранее Минтруд сообщал, что собирается установить регионам KPI по легализации работающих в серую. И за три года из тени должны выйти 30% сотрудников.
В России, как правило, чаще всего используются смешанные схемы занятости. Так, например, часть сотрудников может быть оформлена на минималку и получать МРОТ официально на карту, а остальную часть зарплаты в конверте. По мнению профессора департамента психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, экономия на официальных зарплатах будет сохраняться, потому как стоимость заемных средств для бизнеса слишком велика. А выплата зарплат в конвертах — это способ снижения издержек для бизнеса.
При этом, как отмечает сотрудник института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Виктор Ляшок, средние и крупные предприятия очень редко в такой явной форме пытаются обойти законы РФ из-за того, что внимания к ним намного больше. Также он отмечает, что найти людей, которые заняты в теневой стороне экономики сложно, так как это скрывает как сам работник. Так и его работодатель.
Папченкова отмечает, что даже показатель в почти 700 тысяч работающих в серую довольно высок. Но, как она подчеркивает, с внедрением самозанятости значительная часть сотрудников выходят из тени, особенно среди тех, кто работал на рынке услуг.