В июне 2025 года в СМИ появилась обеспокоенность по поводу заметного падения нефтегазовых доходов бюджета России – на 33,7% по сравнению с прошлым годом. Такой спад действительно воспринимается как тревожный сигнал, однако эксперты обращают внимание на более широкую картину, раскрывающую трансформацию финансовой структуры страны.
RuNews24.ru обратился к Юлии Шайхразеевой, эксперту области, преподавателю РЭУ им. Плеханова за разъяснениями в происходящем.
По данным Министерства финансов РФ, ненефтегазовые доходы за январь–май 2025 года составили 10,492 трлн рублей, что на 12,3% выше аналогичного периода 2024 года. Особенно ярко это проявилось в первом квартале, когда ненефтегазовые поступления достигли 6,4 трлн рублей, рост — 10,6%. Для сравнения, нефтегазовые доходы за тот же период были около 3 трлн рублей. Таким образом, бюджет все больше зависит от источников, не связанных с добычей нефти и газа.
Юлия Шайхразеева прокомментировала это следующим образом: «Рост ненефтегазовых доходов – важный сигнал, свидетельствующий о диверсификации экономики и снижении зависимости от волатильного нефтяного рынка. Этот тренд должен вселять доверие в способность страны устойчиво развиваться».
По итогам 2024 года ненефтегазовые доходы выросли на впечатляющие 26%, достигнув 25,6 трлн рублей. Это позволило Правительству не только компенсировать колебания нефтегазовых поступлений, но и получить профицит бюджета в отдельные месяцы. Сейчас ненефтегазовый сегмент покрывает примерно две трети всех бюджетных ресурсов, и к 2027 году доля нефтегазовых доходов может снизиться до 23%.
«Долгосрочные прогнозы показывают, что Россия постепенно выходит на новый тип экономической устойчивости. Денежные потоки перестраиваются, и это открывает возможности для развития новых отраслей и структурных реформ», – отметила Юлия Шайхразеева.
Спад нефтегазовых поступлений не стал катастрофой благодаря нескольким факторам. Во-первых, по действующему бюджетному правилу, избыточные доходы от нефти направляются в резервные фонды, а не вливаются прямо в экономику. Это создает финансовую подушку безопасности. Во-вторых, Правительство использует инструменты заимствования для покрытия временных дефицитов без повышения налогового давления на население и бизнес.
Кроме того, Минфин оперативно сокращает неприоритетные расходы и увеличивает сборы с экспортных отраслей, не затрагивая социальные обязательства.
Эксперт пояснила: «Небольшие колебания нефтегазовых доходов влияют скорее на оперативное управление ресурсами, а не на стратегическую устойчивость бюджета. Важно, что социальные расходы остаются защищенными, что говорит о грамотном балансировании приоритетов».
В июне 2025 года недобор поступлений составил всего 7 млрд рублей по сравнению с планом, а с начала года — почти 26 млрд. В масштабах годового бюджета в 36-37 трлн рублей это менее 0,1%, показатель несерьезный. Напротив, ненефтегазовые доходы стабильно превышают прогнозы и формируют надежную базу.
«Дискуссии о корректировках налоговой политики сейчас носят превентивный характер и направлены на сохранение стабильности, а не на решение кризисных проблем», – подытожила Юлия Шайхразеева.
Российский бюджет 2025 года отражает важнейший сдвиг в экономической политике страны – снижение зависимости от сырьевого экспорта и развитие многообразия финансовых источников. Падение нефтегазовых доходов требует внимания и осторожности, но не является угрозой.
«Сегодня задачи государства — поддерживать диверсификацию, укреплять фискальную дисциплину и не порождать излишних страхов. Именно эти факторы обеспечат устойчивость экономики и бюджета на годы вперед», – резюмирует эксперт.
Текущие изменения в структуре доходов бюджета России свидетельствуют о постепенном, но уверенном переходе к более сбалансированной экономике. Несмотря на временные спады в нефтегазовом секторе, укрепление ненефтегазовых поступлений создает прочную основу для долгосрочного развития. Важно сохранять хладнокровие и поддерживать реформы, направленные на диверсификацию и финансовую устойчивость страны.