В 2023 году закрылась последняя сеть гипермаркетов «Карусель», принадлежащая X5 Group. Отказ от этого формата компания объяснила изменением покупательского поведения и ростом популярности онлайн-покупок, особенно заметным во время пандемии. Однако гипермаркеты продолжают работать, и в «Ашане» считают, что слухи о скорой гибели этого формата преувеличены.
Портал Pravda.Ru попросил председателя правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла (РАЭРР) Андрея Карпова оценить будущее розничной торговли. Он отметил, что пока рано говорить о конце эры гипермаркетов, хотя их сокращение действительно наблюдается. Причиной этого, по его мнению, стала не только онлайн-торговля, но и конкуренция со стороны магазинов меньшего формата.
По словам Карпова, переломный момент наступил около 2014 года, когда экономические изменения и падение рубля заставили потребителей искать альтернативы традиционным форматам. Люди стали замечать, что цены в небольших магазинах у дома могут быть сопоставимы или даже ниже, чем в крупных гипермаркетах, таких как «Ашан». Это привело к снижению продаж в гипермаркетах и долгой стагнации.
Карпов подчеркнул, что ставить точку на развитии гипермаркетов пока рано. Рынок насыщается разными форматами, и происходит балансировка, когда потребители выбирают наиболее удобные для них магазины.
В мировом масштабе также наблюдается тенденция к уменьшению торговых площадей, не за счет отказа от гипермаркетов, а благодаря распространению магазинов оптимальных размеров — около 5-6 тысяч квадратных метров вместо 20-тысячеметровых гигантов.
Удобство расположения магазинов стало играть ключевую роль. Если раньше люди были готовы ездить в гипермаркеты за городом, то теперь они предпочитают магазины в удобных локациях.
Переход в онлайн наиболее выражен в торговле непродовольственными товарами. Торговые центры испытывают сложности в конкуренции с онлайн-магазинами и просят льгот, хотя у маркетплейсов нет особых привилегий, а модели бизнеса просто разные.
Ранее цена биткоина взлетела на фоне действий правительства Германии, а также эксперты оценили риски привязки аккаунта госуслуг к маркетплейсам.