Экономика05.12.2025 - 11:05

Парадоксальный вызов для российской экономики: зачем стране нужен «агрессивный импорт»?

Выступление Орешкина, в котором он призвал к «агрессивной политике наращивания импорта» для управления курсом рубля, обращает внимание на важный парадокс современной российской экономики и сигнализирует о возможном повороте в экономической политике. Фактически стоит вопрос о стратегическом выборе модели развития. Открыть ворота для импорта, нанеся при этом вероятный ущерб отечественному бизнесу и развивающимся отраслям, или работать в условиях укрепления рубля, ограничивая возможности доступа к внешним рынкам?

Фото: Коллаж RuNews24.ru

Как отметил в комментарии для RuNews24.ru эксперт по социально-экономической политике Яков Якубович, в контексте заявления Орешкина «агрессивный импорт» — это, конечно же, не то же самое, что неконтролируемый ввоз товаров. Речь идет о целенаправленной и активной государственной политике по увеличению импорта в конкретных, стратегически выбранных секторах. Цель — управляемое увеличение спроса на иностранную валюту для ее покупки импортерами, что ведет к ослаблению национальной валюты.

Зачем это нужно? Парадокс в том, что сегодня для России слишком крепкий рубль становится вызовом. Как отметил на том же форуме глава Минэкономразвития Максим Решетников, страна сталкивается с огромным профицитом торгового баланса (порядка $120 млрд), который может еще вырасти на $50-70 млрд от новых экспортных проектов. При этом классические каналы оттока капитала (например, выплата внешнего долга) сократились. В результате на внутреннем рынке возникает избыток валюты, что давит на курс рубля в сторону укрепления.

Необходимость в поддержании слабого (или более сбалансированного) рубля продиктована следующими факторами:

1. Поддержки экспортеров и бюджета: выручка экспортно-ориентированных компаний (нефтегазовый сектор, металлургия) в рублевом выражении растет, увеличивая налоговые отчисления.

2. Стимулирование импортозамещения в несырьевых секторах: более дорогой импорт делает отечественные товары сравнительно привлекательнее.

3. Предотвращения стагнации обрабатывающих отраслей, не связанных с сырьем.

«Возникает вопрос, если нужно ослабление рубля за счет импорта, то какой именно импорт и как наращивать, чтобы не «убить» свои отрасли, не всегда конкурентоспособные по отношению к внешним товарам?»

Стоит выделить два ключевых направления для стимулирования импорта:

1. Ввоз товаров, производство которых внутри страны требует много дефицитных рабочих рук (например, сборка электроники, текстиль, отдельные виды сельхозпродукции). Это позволяет высвободить трудовые ресурсы для более высокотехнологичных и производительных отраслей.

2. Высокотехнологичный импорт: ввоз сложного оборудования, комплектующих, технологий и решений, которых нет в России. Это необходимо для модернизации промышленности и закрытия критических технологических разрывов.

Баланс можно достичь за счет селективности. Политика должна четко определять, какие товары и технологии нужны, а какие отечественные отрасли требуют защиты. Например, можно стимулировать импорт станков для автомобилестроения, но не готовых автомобилей, если цель — развить собственное производство компонентов. Инструментами могут быть тарифные квоты, целевые кредиты для импорта оборудования или упрощение таможенных процедур для определенных товарных групп.

«Неконтролируемый рост импорта, безусловно, несет риски для локального бизнеса, который может не выдержать конкуренции. Однако стратегический и управляемый импорт, на котором настаивает Орешкин, призван создать синергию, а не замещение. Потребителю это даст больший выбор и потенциальное снижение цен на отдельные категории товаров, а для бизнеса - доступ к лучшим и более дешевым комплектующим и оборудованию повышает его конкурентоспособность и позволяет сосредоточиться на сильных сторонах. В целом это приведёт к ослаблению валютного давления и росту производительности».

Главный риск в неверном целеполагании при поиске этого баланса. Если импорт будет бессистемным, он действительно может навредить отечественным производителям.

Стоит отметить, что «Агрессивный импорт» — лишь один из каналов. Аналитики и регуляторы называют и другие, более традиционные инструменты, которые могут использоваться в комплексе:

1. Смягчение денежно-кредитной политики. Постепенное снижение Банком России ключевой ставки, что снижает привлекательность рублевых сбережений и может стимулировать спрос на кредиты, в том числе для импорта.

2. Сокращение валютных интервенций: уменьшение объемов продажи иностранной валюты Минфином и ЦБ из резервов (что, по прогнозам, может произойти в 2026 году).

3. Административные меры: возможные изменения в режиме репатриации и обязательной продажи валютной выручки экспортерами.

4. Стимулирование оттока капитала: например, через увеличение инвестиций за рубеж в дружественные юрисдикции.

«Заявление Орешкина —  признание того, что Россия столкнулась с ситуацией структурного профицита валюты, и старые модели управления курсом требуют корректировки».

Хорошо ли это? С одной стороны, управляемое ослабление рубля через целевой импорт — это попытка решить несколько задач разом: скорректировать курс, дать импульс модернизации и оптимизировать использование трудовых ресурсов.

С другой стороны, риск заключается в чрезвычайной сложности исполнения. Политика требует ювелирной точности в выборе отраслей, беспрецедентной координации между правительством, ЦБ и бизнесом, а также устойчивости к лоббистскому давлению. Ошибки в выборе «разрешенных» для импорта направлений могут действительно нанести ущерб отечественному производству. Тем более система должна обеспечивать известную степень гибкости и постоянный мониторинг, который будет позволять корректировать стратегию.

«В констатации проблемы Орешкин прав.  Крепкий рубль в текущих условиях действительно создает диспропорции. Однако его прогноз о необходимости агрессивного импорта — скорее, должен привлечь внимание правительства и указать ему на необходимость проработки и этого направления. Удастся ли трансформировать этот тезис в работоспособную, сбалансированную и детализированную государственную программу — главный вопрос, ответ на который пока, по признанию самого Орешкина, неочевиден».

Реклама