За первые десять месяцев 2025 года наценка на социально значимую рыбу составила около 3%. Разница между отпускными ценами рыбаков и розницей достигает трёх с половиной раз из-за посредников. ФАС считает, что для снижения цен нужно сократить их количество. На круглом столе в Совете Федерации обсудили меры по повышению доступности рыбы.
Годовое потребление рыбы россиянами составляет около 24 кг на человека, что ниже рекомендаций Минздрава. Президент Путин поставил задачу увеличить до 28 кг, отметив связь с продолжительностью жизни. Приоритетом должны стать интересы внутреннего рынка.
«Парламентская газета» пишет, что Валентина Матвиенко поручила разработать дорожную карту доступности рыбы. Игорь Зубарев отметил нехватку рыбы в детском питании.
ВНИРО изучает пользу рыбы, создаёт справочник с подходящими видами и исследует возможность увеличения сроков хранения с 3–6 до 8–12 месяцев. После эксперимента учёные предложат изменения ГОСТ.
Путь к прилавку: от науки до потребителя
Научные достижения продлевают срок хранения рыбы, но не решают проблему доступности. ФАС отмечает, что рыбаки и ретейлеры не завышают цены, их рост связан с посредниками, и предлагает сократить их количество для снижения цен. За год средняя наценка на рыбу составила 3%, а цены на минтай, путассу и тилапию остались доступными. Лососевая икра подешевела на 27% до 8 тысяч рублей. Спрос в сетях вырос на 4%, лидерами стали форель, минтай, креветки, горбуша и сельдь.
Глава Агентства по продвижению рыбной продукции Яков Адамов считает, что для повышения интереса к рыбе нужно изменить её восприятие, особенно среди молодежи, которая предпочитает быструю еду. Рыба должна быть модной, вкусной и удобной в приготовлении. Недостаток информации о пользе рыбы также снижает её популярность, так как 90% медийного внимания занимает мясо птицы.