Вершина изысканности вкуса в убранстве кухонь, спален и гостиных – итальянская мебель. Сегодня совершим экскурс в историю, чтобы понять, как мебельным мастерам с Аппенин удалось покорить Европу.
Становление итальянской мебели как флагмана стиля началось еще в полуфеодальные времена второй половины XIX века. Пока Гарибальди со своими карбонариями боролся за объединение Италии, в каждой отдельной республике, коих на Апеннинском полуострове было множество, а точнее в наиболее крупных их городах, зарождались мебельные производства, которым было суждено сбросить с Олимпа мебельного дела французов.
Пройдя путь от резного и позолоченного рококо, итальянское мебельное делание совершило резкий уклон в модерн в 90-х годах XIX столетия, оказавшись в авангарде чаяний и предпочтений тогдашнего европейского бомонда.
Особо популярным стало направление, которое отличал уход от прямых линий к витиеватым изгибам, с украшением мебели флористскими орнаментами. К этому стилю, изначально носившему имя Ар-нуво, что означало «новое искусство», быстро приклеилось именование «Либерти», по названию магазина в лондонском Вестминстере, который сразу распознал в итальянской мебели стиля модерн поистине современное детище.
Ножки столов и диванов непременно имели витую форму, далеко не всегда будучи симметричными. Фавны, дриады и прочая мифическая живность, зачастую украшавшая комоды, и трюмо, «оживала» под красками мастеров росписи по дереву. Творческому характеру итальянской нации, издавна славящейся певцами и художниками, был дан новый выход в мебельном искусстве.
Двадцатый век с первых лет начал диктовать свой стиль. Практичность пришла на смену изящности, конструктивизм погубил флору и фауну, еще недавно выходившую из-под инструментов итальянских мастеров. Однако, оседлав успех, они уже усвоили принцип «меняйся или умри», и сумели остаться в тренде, наступив на горло собственным представлениям о прекрасном. Впрочем, Ар-нуво продолжал быть востребованным лучшими домами Европы, и штучные заказы продолжались вплоть до прихода к власти фашистов.
В эпоху Дуче, приход к власти которого Европа встретила настороженно, Италия ощущала дефицит материалов. Использование металлических конструкций в комбинации с традиционными сортами мебельной древесины стало выходом из положения, однако свои позиции итальянские мебельщики потеряли, сумев восстановить их лишь с падением тирана и окончанием Второй мировой войны.
Именно тогда были основаны мебельные дома, которые по сей день диктуют моду в Европе, завоевав и другие континенты. Успех итальянских производителей не только, а может и не столько, в бережном сохранении технологий, умении найти гениальные дизайнерские и технические решения. Он скорее в гибкости к условиям спроса и рынка, умении создавать востребованные модели, легко отказываться от одного стиля в пользу другого, как только меняется вектор предпочтений клиентов. Вишенкой на торте остается неприкасаемое качество, которое снискало итальянской мебели звание лучшей в мире.
Фото: из открытых источников