Культура17.02.2026 - 14:14

Законный способ «избавиться от демонов»: почему книжный жанр ужасов на подъёме?

Лицезрея новенькие разделы «Ужасы, Мистика» в книготорговых сетях (раньше таких не было), удивляясь растущим тиражам печатных изданий, продажам билетов на жанровые новинки кинопроката и так далее, возникает соблазн счесть, что интерес к хоррор-искусству в России резко скакнул вверх именно в 2020-е. И сделать вывод: люди бегут от ужасов реальности к ужасам выдуманным и, значит, более комфортным. Но это ошибка. Или, точнее сказать, это лишь малая часть правды.

Фото: Коллаж RuNews24.ru

Писатель Михаил Парфенов, главный редактор хоррор-портала «Зона ужасов», создатель популярного литературного лейбла «Самая страшная книга» издательства АСТ в комментарии RuNews24.ru отметил, что правда в том, что интерес к хоррору наблюдается давно, еще с «лихих 90-х». Просто тогда, как и в «нулевые», это был прежде всего интерес к зарубежным образцам жанра – Стивену Кингу и иже с ним. В последние же годы все больше и громче говорят именно о русском хорроре. По его словам, тут не идет речи о каком-то резком скачке – скорее о поступательном росте и накопительном эффекте, которые сейчас уже достигли некой критической отметки и стали бросаться в глаза.

«С одной стороны, отечественные авторы девяностых и нулевых не могли составить конкуренцию более опытным заграничным мастерам. Просто мало у кого получалось писать на сопоставимом уровне, а случавшиеся попытки, как правило, не пользовались успехом, так как массовый читатель относился к нашему хоррору в те годы примерно также, как сейчас относится к нашему кино – настороженно или даже с пренебрежением».

Эксперт пояснил, что с середины «десятых» наши авторы все чаще начали заявлять о себе. И аудитория постепенно начала осознавать, что в России тоже умеют сочинять хорошие страшные истории.

«В серии «Самая страшная книга» мы наблюдали плавный рост тиражей и продаж на протяжении многих лет, покуда завоевывали доверие читателей и, что немаловажно, издателей. В последние годы просто пожинаем плоды этой работы. Причем наша аудитория — это в основном взрослые читатели «за тридцать», но видно, что и молодежь сейчас к ужасам проявляет большой интерес. Выросли новые поколения авторов, читателей, зрителей. Ищут ли они в хорроре «психологическое укрытие» от ужасов реальности? Если только отчасти».

По словам Парфенова, в основном люди ищут в жанре того же, что и всегда – острых ощущений. Но еще это может быть и проявление «скрытого протеста», защитная реакция психики на многочисленные запреты, цензуру и ограничения, которых сейчас очень много и становится все больше. Хоррор ведь в том числе дарит возможность законным и мирным путем выместить накопившиеся зло и обиду, представляя, что очередной маньяк кромсает наши с вами «раздражители» из реального мира.

Реклама