Лизавета Шкапец, победитель международных соревнований по бачате, рассказывает о своем пути в танцах в США: выбор стиля, подготовка к соревнованиям, борьба с волнением и секреты живых, эмоциональных выступлений на сцене.
«Чтобы номер на сцене был живым, я танцую его даже глазами - стою на месте и только взглядом рассказываю историю».
Танцовщица и хореограф Лизавета Шкапец рассказывает о закулисье соревнований в США, тонкостях подготовки и технике, которая делает выступление по-настоящему живым.
Лизавета победитель престижных международных соревнований по бачате. Родом она из Беларуси, а сейчас живет в Нью-Йорке, где выступает соло и в составе команды.
По мнению Лизаветы Шкапец, самое первое – это определиться со стилем.
«Допустим, ты хочешь бачату. Дальше уже искать преподавателей и студии. Советую попробовать несколько школ и брать индивидуальные занятия. Хороший преподаватель не будет тянуть одеяло на себя, а наоборот, посоветует коллег», - рассказывает Лизавета.
Она рекомендует совмещать групповые и личные тренировки, а также ходить на социальные вечеринки («прокачивать навык вживую») и только потом задумываться о соревнованиях.
«Важно понять, в какой категории ты хочешь участвовать: соло, дуэт, группа, любитель или профи. Я прошла все форматы и считаю, что пока не дошел до уровня профессионала, нужно попробовать все».
Дополнительно нужно подключать спортзал, пилатес и растяжку. И еще один обязательный пункт, по мнению девушки - наставник.
«Когда я поняла, что хочу соревноваться, сразу начала искать коуча. Это как с психологом, обязательно должен быть контакт. И в плане тренировок этот человек всегда будет рядом с тобой», - отметила Лизавета.
Система соревнований в Америке - это не просто формат, а целая индустрия. Есть несколько направлений: подготовленные номера (соло, дуэт, команда) и импровизационные форматы вроде Jack and Jill.
«Jack and Jill - это когда ты выходишь на сцену с незнакомым партнером и танцуешь под случайную музыку. Все строится на импровизации, технике, умении считывать другого человека. Это очень круто. Но основа, как ни крути все-таки постановочные номера», - считает опытная танцовщица и участница соревнований по бачате.
Каждое выступление подразумевает хореографию, костюмы, образы и десятки а то и сотни репетиций. Судейство на соревнованиях обычно состоит из пяти этапов: техника, стиль, музыкальность, тайминг, энергетика. «Я выступала на чемпионате в январе, было около 20 судей из разных стран. Это как Олимпиада, только танцевальная». Как рассказывает хореограф, отличие конкурсов в США от СНГ - в масштабе. В США чемпионат может длиться неделю и быть отдельным событием, а не частью фестиваля.
«За одной минутой на сцене может стоять полгода работы. Особенно, если это командный номер», - объясняет Лизавета.
Тренировки длятся по два часа, репетиция движений, бесконечные правки. За месяц до шоу прибавляются еще дополнительные часы только на отработку номера. В соло примерно та же история: разминка, повтор, повтор, повтор.
Иногда это напоминает заучивание стиха в школе: «Вроде выучил, но все равно прогоняешь. Если номер «сырой», ты еще и думаешь, как сделать его интересным, показать технику, вложить эмоцию, соблюсти все правила соревнований. А их, поверь, немало».
Плюс эмоциональный фон за время подготовки к соревнованиям очень сильно страдает. Это усталость, стресс, ссоры и недосып. «Генеральная репетиция в 9 утра, когда выход на сцену в 9 вечера. Но мне это уже в кайф. Я знаю хореографию на 100%, выступала 150 раз, и теперь просто жду этот момент», - рассказывает Лизавета.
По мнению девушки, волнение, обязательная часть танцевальной жизни. Но с опытом приходит и спокойствие.
«Мне помогает прогон номера, пусть даже мысленно. Кому-то это не заходит, а мне наоборот, дает опору».
Из действенных техник Лизавета называет дыхание по квадрату (Box Breathing): вдох на 4 счёта - задержка - выдох - снова задержка.
«Это техника для любых стрессов, не только для сцены, которая отлично успокаивает».
Есть и визуальные практики. Например, представить, как энергия проходит через тело и выходит наружу. А еще нужна физическая активность в течение дня.
«Многие думают: «Ой, сегодня выступление, значит нужно отдохнуть». Нет. Это ошибка. Тело должно быть активным. Перед выходом, обязательная разминка. Хотя бы базовая. Даже упражнения со школьной физкультуры подойдут», - шутит девушка.
Настрой тоже важен. Кто-то уходит в себя, кому-то нужно быть в обществе.
«Я раньше уходила в себя. Сейчас, наоборот, люблю закулисную суету. Это помогает не закиснуть».
Как подчеркивает Лизавета Шкапец, последние недели перед соревнованиями, самые насыщенные.
«Ты уже все отточил. Теперь задача, танцевать до автоматизма. Чтобы движения были в теле. Ты больше не считаешь, не думаешь о линиях, а просто проживаешь номер», - подчеркивает Лизавета.
По мнению девушки, хороший танцор, это не только техника, но и то, как он «живет» на сцене.
«По глазам видно, кто новичок. У начинающих там страх и подсчет шагов. А профессиональные танцоры кайфуют. И это чувствуется».
Эмоциональность, мимика, дыхание, взгляд - все это работает на сцену. Иногда преподаватель специально оставляет «окна» для импровизации.
«Есть часть, где можно показать свою эмоцию. Это важнее, чем четкий счет».
«Есть упражнение, которое всегда дает мне эффект “вау”. Нужно станцевать хореографию четырьмя способами: только руками, потом только ногами, потом все вместе, а потом - только глазами. Ты стоишь и вообще не двигаешься: ни руками, ни ногами. Только взглядом и мимикой передаешь, что ты хочешь показать зрителю. Это мощно», - говорит Лизавета.
По ее словам, именно такой подход помогает увидеть, где пусто, где не хватает эмоций, как выстроена подача.
«Когда не двигаешься, ты начинаешь осознанно работать лицом, смотреть туда, куда нужно. Это помогает сделать номер живым, наполненным. Ты сам понимаешь: вот здесь я хочу рассказать историю, а здесь показать силу или мягкость», - объясняет она.
Такие методики Лизавета называет «эмоциональным каркасом» танца. Они позволяют выйти за рамки движения и перейти к смыслу, то есть почему ты танцуешь этот номер и что он значит для тебя.
«Зритель видит сверкающий костюм, улыбку, уверенность. А за этим стоит реальность. Например, у нас у девочки порвался костюм прямо перед выходом. Хорошо, была подруга с иголкой. За кулисами всегда такая жизнь бурлит».
Перед выходом все танцоры испытывают волнение и мандраж. А после идет видеоанализ и разбор ошибок с тренерами.
«Мы смотрим видео, преподаватель говорит: «Минута 1:25 - тут не попала». Это помогает расти. Но зритель этого не видит. Не видит бессонных ночей, сомнений и срывов», - отмечает танцовщица.
Лизавета добавляет, что порой хочется все бросить.
«Но потом смотришь на себя год назад - и понимаешь, как далеко зашла».
Танец - это не только сцена, музыка и аплодисменты. Это ежедневная работа, сомнения, травмы, взлеты и падения. Но если ты идешь вперед, даже когда не видно результата - ты уже победила.