Культура12.10.2015 - 23:40

Искусство в массы: Как Россия помогает своим и азербайджанским художникам

Что общего между Лиссабоном и Пермью? Интерес к современной живописи России и Азербайджана.

Международному фестивалю искусств «Традиции и Современность» уже восемь лет, и шесть из них он проходил в Москве. За это время фестиваль был по праву признан одним из основных событий в культурной жизни страны. А год назад Московский Общественный Фонд поддержки культуры и развития современного искусства, бессменный организатор фестиваля, решил вывести свое детище за пределы страны. Так «Традиции и Современность» впервые приехали в Лиссабон и вызвали огромный интерес у публики, широко освещались в прессе. В 2015 году и фестиваль, и традиционно проходящая в его рамках профессиональная международная премия в области изобразительного искусства «Вера» – вновь в Португалии.

«В ситуации, когда художники, особенно молодые, испытывают трудности на пути к зрителю, проведение такого масштабного форума крайне важно. Фестиваль наследует традиции проведения выставок молодых мастеров в Манеже 1970–1980-х гг., из которых вышли многие, кто сегодня определяет лицо русского искусства, и позволяет экспонироваться тем, у кого нет материальных возможностей для проведения персональных выставок», – таково мнение народного художника СССР, России и Азербайджана, Героя социалистического труда, лауреата Государственных премий СССР и Азербайджана, вице-президента российской Академии Художеств Таира Салахова. Выдающийся художник, признанный на родине и за рубежом, он не раз возглавлял жюри фестиваля, который за прошедшие годы привлек более 4500 художников из более чем 40 стран мира, премию «Вера» из его рук получили около двух сотен молодых художников. В числе них, кстати, был живописец из Баку Салим Шихалиев со своим циклом «Абшеронские мотивы». Это было пять лет назад. Сейчас Шихалиев – почетный член Российской Академии художеств. «Таких историй достаточно: фестиваль, задача которого – открывать новые имена в современном искусстве и поддерживать талантливых художников, не только известных, но и начинающих мастеров, отлично справляется со своей миссией», – говорит директор Центра российско-азербайджанской дружбы Наталия Красовская.

Работы самого Таира Салахова, которого по праву можно назвать национальным достоянием России и Азербайджана, также неизменно участвуют в выставках фестиваля – наряду с Андреем Есионовым, Александром Гречаником, Натальей Сомовой, Мишей Ленном, Любовью Белых и другими замечательными художниками. В этом году картины Салахова вновь увидят жители Лиссабона и других городов Португалии – да и всей Европы. Ведь фестиваль, организованный Россией и проходящий под эгидой ЮНЕСКО, пользуется большой популярностью у любителей искусства Старого Света.

Наталия Красовская отмечает, что немалый интерес к современному и, в частности, азербайджанскому искусству существует в регионах России. Так, на днях в пермском Музее современного искусства PERMM открылась выставка «Конфетные горы и нефтяные берега». Само это название много может рассказать посетителям об Азербайджане. «По дороге к национальному заповеднику Алтыагач можно увидеть горы самых невероятных цветов. В народе из-за этой яркой расцветки их называют конфетными. Абшеронский берег Баку – буквально нефтяной берег. «Нефтекачалки» стоят прямо в черте города, и ветер с моря разносит повсюду запах сырой нефти», – поясняет арт-директор музея Наиля Аллахвердиева. На выставке представлены работы 22 художников, многие из которых не живут в Азербайджане, но несмотря на это, сохраняют тесную связь с родиной. Познакомить жителей Урала с их творчеством, рассказать о современном Азербайджане, о его радостях и проблемах, помочь понять черты национального характера – вот задача кураторов выставки, которую посетили уже сотни пермяков. Кстати, один из кураторов, Фархад Фарзалиев хорошо знаком московским ценителям современного искусства. Музыкант и художник, он не раз с успехом представлял свои работы в России, а также в Германии, Австрии, Арабских Эмиратах, Великобритании.

«Азербайджанскому современному искусству столько же лет, сколько современному независимому Азербайджану. То есть всего четверть века. Именно поэтому «Конфетные горы. Нефтяные берега» не ретроспектива, а способ посмотреть на текущий момент, на то, что происходит «здесь и сейчас». Прекрасно, что такая сильная институция, как Пермский музей современного искусства проводит эту выставку», – говорит Фархад Фарзалиев. А руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев подчеркивает, что организация выставки в Перми закономерна: в России существует интерес к азербайджанской культуре и в целом к жизни страны, которая является не только соседом России, но и одним из самых надежных партнеров и друзей.

Реклама